четверг, 31 июля 2014 г.

Внимание, конкурс!


Продолжаем перелистывать страницы журнала «Просвещение на Урале», который хранится в читальном зале Екатеринбургского Дома Учителя. В №3 за 1927 год находим статью А. Калгановой «Дальтон-план в школе I ступени», в которой описана «своеобразная система школьной работы, основанная на самодеятельности учащихся, на их самоконтроле». 



      Учитель, работающий в современной школе, готовящийся к реализации ФГОС, увидит в статье о дальтон-плане много перекличек века минувшего с веком нынешним.   
      Всмотримся в «сущность» новой системы:
«1. Основным элементом работы является задание, данное на определенный срок и имеющее целевую установку
2. Задания прорабатываются учащимися самостоятельно в отведенные для этой работы часы.
3. Расписание уничтожается, и учащиеся получают право свободного выбора занятий, право составления своего плана учебного дня, если не всего дня, то часов, отведенных на самостоятельную работу».
     «Целевая установка», «самооценка», «свободный выбор занятий» (читай: «индивидуальный учебный план») – все это мы находим и в новом стандарте, который настаивает на формировании личностных универсальных учебных действий у учащихся.
     В этой  же статье есть момент, на который хочется обратить особое внимание: «Вопрос построения задания очень слабо освещен в существующей методической литературе, особенно вопрос построения комплексного задания. А между тем, это – ответственнейший  момент работы».
      Чем закончился эксперимент с дальтон-планом в школах начала ХХ века? Стоит ли нам сегодня обратить внимание на те проблемы, которые возникали на этапе внедрения инновационной системы школьной работы 100 лет назад?
      Отчасти на эти вопросы даны ответы в художественном произведении, опубликованном в год выпуска цитируемого журнала.
Внимание! Конкурсный вопрос!
     Назовите произведение и его автора, в котором рассказано о школьной жизни 1920-х годов, процитируйте те фрагменты, в которых речь идет о преимуществах или ошибках дальтон-плана.  

     Ответы оставляйте в комментариях к этому посту. Первый точно и правильно ответивший на наш вопрос получит в подарок книгу. Какую? Это станет сюрпризом. 

В посте использованы фотографии экспонатов музея Дома Учителя, сделанные Рустамом Бикбовым. Все фотографии альбом можно посмотреть здесь

12 комментариев:

  1. Может быть, это книга Г. Белых и Л. Пантелеева "Республика ШКИД"? Трудный очень вопрос :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина Вячеславовна, спасибо большое за ваш ответ! Но... нужны еще варианты. :)

      Удалить
  2. Искала ответ на вопрос и нашла не менее интересное издание 1927 года. О советской педагогике с 1917 по 1927 год. О дальтон-плане на стр. 75-78. Советую познакомиться. Все новое - хорошо забытое старое. http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=pinkevich_sovetskaya-pedagogika-za_1927

    ОтветитьУдалить
  3. А теперь ответ на вопрос конкурса.
    Книгу написал Николай ОГНЕВ (Михаил Григорьевич Розанов). Название "ДНЕВНИК КОСТИ РЯБЦЕВА"
    Цитаты:
    " 27 сентября.

    В нашей школе вводится Дальтон-план. Это такая система, при которой шкрабы ничего не делают, а ученику самому приходится все узнавать. Я так, по крайней мере, понял. Уроков, как теперь, не будет, а ученикам будут даваться задания. Эти задания будут даваться на месяц, их можно готовить и в школе и дома, а как приготовил - иди отвечать в лабораторию. Лаборатории будут вместо классов. В каждой лаборатории будет сидеть шкраб, как определенный спец по своему делу: в математической, например, будет торчать Алмакфиш, в обществоведении - Никпетож, и так далее. Как пауки, а мы - мухи.
    ......
    1 октября.

    Дальтон-план начался. Парты отовсюду вытащили, оставили только в одном классе, в нем будет аудитория. Вместо парт принесли длинные столы и скамейки. Я с Ванькой Петуховым слонялся целый день по этим лабораториям и чувствовал себя очень глупо. Шкрабы тоже пока толком не поняли, как быть с этим самым Дальтоном. Никпетож оказался, как всегда, умней всех. Он просто пришел и дал урок, как всегда, только мы сидели не на партах, а на скамейках.
    ......
    3 октября.

    С Дальтоном выходит дело дрянь. Никто ничего не понимает - ни шкрабы, ни мы. Шкрабы все обсуждают каждый вечер. А у нас только и нового что скамейки вместо парт и книги прятать некуда. Никпетож говорит, что теперь это и не нужно. Все книги по данному предмету будут в особом шкафу в лаборатории. И каждый будет брать какую ему нужно. А пока шкафов-то нет?
    Ребята говорят, что это был какой-то лорд Дальтон, из буржуев, и что он изобрел этот план. Я так скажу: на кой нам этот буржуазный план? И еще говорят, что этого лорда кормили одной гусиной печенкой и студнем, когда он изобретал. Посадить бы его на осьмушку да на воблу и посмотреть! Или по деревням заставить побираться, как мы в колонии, бывало. А с гусиной печенки - это всякий изобретет.
    .....
    6 октября.

    Ну и навалили заданий... За месяц, даже меньше, то есть к 1 ноября, нужно прочитать уйму книг, написать десять докладов, диаграмм начертить восемь штук, да еще устно уметь отвечать, то есть даже не отвечать, а разговаривать по пройденному. У каждого ученика свое задание. Да, кроме того, нужно еще проработать задание по физике, химии и электротехнике практически. А это - целую неделю торчать в физической лаборатории".
    Еще и фильм замечательный есть по мотивам этого произведения:
    «Наше призвание» — советский художественный телевизионный 3-серийный фильм режиссёра Геннадия Полоки (1981).
    Спасибо за вопрос!!! Было очень приятно вспомнить фильм и найти книгу. Обязательно перечитаю в ближайшее время.
    С уважением, Валерия Короткова.

    ОтветитьУдалить
  4. P.S. Забыла указать, что книга вышла в свет в 1927 году.

    И еще вдогонку.
    Лев Кассиль: "Эту книгу, по праву признанную современниками знаменитой, уже давно не переиздавали. А между тем тысячи и тысячи людей, родившихся незадолго до Великого Октября, не сомневаюсь, снова встретятся с ней, как с любимым школьным товарищем, помнящим нелегкие, бурные, но неповторимо прекрасные дни революционного отрочества. И, вероятно, захотят дать книгу тем, кому, возможно, не доводилось по молодости их собственных лет и давности последних изданий читать ее, потому что книга, которую вы сейчас держите в руках, как бы участвует в нашем сегодняшнем большом разговоре о воспитании подрастающего поколения.
    Книгу эту написал Михаил Григорьевич Розанов, печатавшийся под псевдонимом - Николай Огнев. Имя его занимает видное место в советской литературе первого двадцатилетия нашей страны".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. БРАВО! Вы победили! Валерия Евгеньевна? В подарок от Дома Учителя вы получаете книгу А.Жвалевского и Евгении Пастернак "Я хочу в школу!". Ждем вас в гости! :)

      Удалить
    2. Кстати, нужно заметить, что книга Николая Огнева "Дневник Кости Рябцева" была переиздана издательством Теревинф в 2012 году. У нас эта книга есть! Приходите, кому хочется прочитать.

      Удалить
    3. Ура, ура!!! Спасибо большое! Обязательно загляну во второй половине августа, перед началом учебного года.

      Удалить
  5. Хорошо, что нашёлся счастливый случай вспомнить эту книгу, которую я основательно подзабыла. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я с книгой познакомилась только тогда, когда она была переиздана. Поразилась актуальности произведения, написанного почти столетие назад.
      Вот любим мы на одни и те же грабли наступать! К сожалению.

      Удалить