Учителям литературы и библиотекарям часто приходится отвечать на вопрос, что порекомендовать для чтения ребенку или взрослому. Сегодня я предлагаю вспомнить, какие книги содержат советы для читателей. Есть ли такие книги в ваших библиотеках, уважаемые коллеги?
Об этом нужно знать учителю и библиотекарю
Чудакова М.О. Не для взрослых. Время читать! Полка первая. – М.: Время, 2009. – 208с.
Думаю, серия Мариэтты Чудаковой, выпущенная в издательстве "Время", известна многим. Мариэтта Омаровна составила свою полку интересных книг, которые непременно нужно прочитать до 16 лет. По мнению автора, на Золотой Полке каждого подростка должны стоять Жюль Верн и Лев Толстой, Марк Твен и Михаил Зощенко и многие другие.
Каждая из глав книги "Не для взрослых, Время читать!" посвящена какой-то одной теме - "Про милосердие", "О войнах и любви", "Про смешное и грустное". Какие книги вы бы включили в главу о милосердии? У Мариэтты Чудаковой речь идет о рассказах Валентины Осеевой и повести Марка Твена. Чтобы те, кто еще не знаком с книжными полками М.Чудаковой, убедились, что читать "Не для взрослых" - увлекательное занятия, предлагаю открыть главу о Михаиле Зощенко, которая называется "О благородстве", и погрузиться в чтение.
1001 книга, которую нужно прочитать вашему ребенку, пока он
не вырос / Авт. – сост. А. Резников – М. : Эксмо, 2013. – 272с. : ил. –
(Подарочные издания. Досуг).
Еще одна книга о книгах. Но принцип ее строения иной: в ней 4 раздела, которые соответствуют возрасту читателей - 3-6 лет, 7-9 лет, 10-13 лет, 14-16 лет. Каждый разворот книги посвящен творчеству какого-то писателя и начинается с краткой информационной справки:
Автор
Когда писал
Кому читать
Зачем читать
Главные произведения
далее дается биографическая справка, иногда представлен краткий пересказ произведения. Вот так выглядит рекомендация к прочтению произведений И.Ильфа и Е.Петрова.
Думаю, что книга будет полезна библиотекарям, учителям, родителям. Однако меня в ней смущают ответы на вопрос "Зачем читать". Чаще всего они плоские и шаблонные: "чтобы научиться отделять хорошее от плохого, уважать труд других", "чтобы научиться добиваться поставленных целей". Ни одна из книг, по мнению автора, не должна доставить читателю удовольствие.
Мурашова, Екатерина. Экзамен для родителей / Екатерина
Мурашова. – М.: Самокат, 2014. 208с. – (Самокат для родителей)
Может быть, для кого-то станет неожиданностью, что книга Екатерины Мурашовой представлена в этом списке. Но мне кажется, что она заслуживает особого внимания библиотекарей и педагогов. Вышла она совсем недавно, не все еще с ней успели познакомиться, поэтому расскажу поподробнее. (Спешите! Тираж всего 5000 экземпляров).
В книге, помимо введения и заключения, три больших раздела:
Экзамен для родителей с билетами и вариантами решений
Ответы и краткие пояснения
Подсчет очков и оценка полученных результатов.
Экзамен для родителей содержит 15 билетов с вопросами - проблемными ситуациями, которые требуют принятия решения. Вопросы разбиты на три группы:
ситуации, касающиеся детей 2-5 лет,
проблемы, связанные с воспитанием детей 6-11 лет,
вопросы, возникающие с 12-16 летними подростками.
Например, познакомьтесь с ситуацией средней сложности, которая может возникнуть с 6-11-летним ребенком:
После того как мы погрузились в проблему, автор предлагает нам подумать о том, как из этой ситуации выйти. Для этого даны варианты ответов.
Проверить свое решение можно в конце книжки. Вот так выглядят ответы и комментарии психолога.
А где же список рекомендуемых книг? Ведь именно о советах по чтению шла речь в этом посте? Рекомендации даны автором на полях страниц с ответами. Ни для кого не секрет, что каждая жизненная ситуация, которая сегодня тяжело переживается нами, уже кем-то вчера была описана. Иногда стоит обратиться к художественному произведению, чтобы лучше разобраться в себе или понять других.
Уважаемые библиотекари, педагоги! Все эти книжки можно полистать и почитать в читальном зале Екатеринбургского Дома Учителя. Приходите в гости!
О, да, Мариэтта Чудакова forever ! А у нее есть еще одна книга "Литература в школе: читаем или проходим?" , от которой я фанатею.
ОтветитьУдалитьГалина Владимировна, а для меня книга Мариэтты Чудаковой про преподавание литературы в школе не так однозначна, как ее "полки". Подробно о своих впечатлениях писала в ЖЖ http://uchilkalena.livejournal.com/21050.html Готова пообсуждать. :)
УдалитьНе готова комментировать так как не читала (стыдно то как :() Как я по вам скучаю, коллеги!
ОтветитьУдалитьНаталья Владимировна, а вы заходите на чашечку чая! Я вам книжки дам почитать. :) Только позвоните, если соберетесь, чтобы не дожидаться меня.
УдалитьСпасибо за приглашение)
ОтветитьУдалить