четверг, 24 июля 2014 г.

Как заинтриговать зрителя?

Каким должен быть фильм о книге? Как создать трехминутный видеоролик, который вызывает желание перелистать страницы классических художественных текстов или прочитать произведения современных авторов? Эти вопросы возникли, благодаря работе в жюри конкурса «Классика в неформате».
Автору ролика важно не только обладать техническими навыками (маленький шедевр можно сотворить в простом и привычном для многих Power Point), необходимо уметь создать интригу, удерживающую внимание зрителя от начала до конца. Как это сделать?
Предлагаю к обсуждению 5 правил создания оригинального видеоролика. Раздумывая над идеей короткого учебного фильма или буктрейлера, можно уделить особое внимание одному правилу, а можно попытаться учесть два, три или все пять.

Правило первое: сделай акцент на необычном звучании
«Неформатным» видеоролик может сделать неожиданное звуковое сопровождение. Что это значит? Предположим, вы хотите создать ролик по книге А.С. Пушкина, для этого выбрали одно из стихотворений и решили его экранизировать.  Какие ассоциации у вас возникают при воспоминании о стихотворении поэта? Художественное чтение текстов поэта С. Юрским, О. Далем, М. Козаковым или известные романсы? Можно использовать в своей работе и такую звуковую дорожку. Однако если мы хотим удивить оригинальностью звучания, то стоит попытаться найти другие варианты.
Исполнение стихотворений А.С. Пушкина в стиле рэп, или в джазовой обработке, или… Вариантов может быть множество. Предлагаю посмотреть ученические ролики, в которых сделана попытка представить «своего Пушкина» через необычное звучание текста. 
Ролик по стихотворению  А.С. Пушкина «Что в имени тебе моем…», выполненный Тимофеевой Анастасией, можно посмотреть здесь. (Музыка П.Кашина, исполнитель Е.Максимова) 


Ролик по стихотворению А. С. Пушкина «Узник», выполненный Кудасовым Артемом, можно посмотреть здесь. (Исполнитель Н.Власова)


Интерес у зрителя вызывают и те ролики, которые самостоятельно озвучены авторами. Но во время звукозаписи нельзя забывать о минимальных технических требованиях (звук наложенной мелодии не должен заглушать голоса исполнителя; «за кадром» не должны кричать петухи или шуметь машины, если это не было авторским замыслом и т.д.). Предлагаю вашему вниманию ученическую работу, выполненную Казанцевым Кириллом по стихотворению А. Пушкина «Наполеон на Эльбе». Над звуком он работал при помощи программы Audacity.

Правило второе: построй оригинальный визуальный ряд
Привлечь внимание зрителя можно необычным визуальным рядом. Чтобы его создать, необходимо поработать с иллюстрациями, прежде чем они войдут в ролик. К сожалению, часто авторы видео не уделяют должного внимания тем изображениям, которые они отобрали для своего фильма.
На портале «Сеть творческих учителей» во время фестиваля «Летнее чтение» обсуждался вопрос обработки иллюстраций перед их использованием в качестве материала для видеофильма. Вот два отрывка из комментариев Гращенковой А.М.:
«…мне кажется, что нужно обратить внимание на предварительную подготовку иллюстраций. Речь не об обрезке краёв и уменьшении "веса" не в ущерб качеству…  Иллюстрации должны быть приведены к единому стилю, а не представлять собой собрание картинок в стиле "Что нашёл" (или "Что попалось"). Произведения на фестивале предложены не настолько иллюстрированные, чтобы   для ролика хватало иллюстраторских работ, поэтому берём фотографии. С особой осторожностью, я думаю, нужно выбирать фотографии подростков…»
«С иллюстрациями всегда сложно. Я не беру картинки сразу в ресурс, я их сначала собираю в папку, набирается очень много. А потом выбираю то, что "глянется" больше. А дальше уже дело техники и - "что подскажет интуиция"- обработать в соответствии с задумкой. Наша родная программа Power Point - уже отличный редактор! Картинки желательно привести к одному стилю оформления, придать им близкую, родственную текстуру (я не специалист в области фотографии, терминов не знаю, простите). А особенно если это фотографии… На мой взгляд, конкретные фотографии уводят от книги, "перетягивают на себя" внимание зрителя. А если представить, что ролик будет смотреть подросток, то, мне кажется, он от текста точно отвлечётся, будет рассматривать изображённых людей и обмениваться с соседом ассоциациями от этой картинки. На мой взгляд, иллюстрация должна помогать тексту, "поддерживать" его смысл, рождать другую мысль, ещё более глубокую. Это сложно, редко удаётся очень уж хорошо воплотить желаемое, но стремиться надо».
Видеоролик Гращенковой Анастасии Михайловны  по книге «Мучные младенцы» – пример того, как можно работать с фотографиями, иллюстрациями.
Интересно заглянуть в мастерскую автора и посмотреть, как создавался ролик.
Такой была иллюстрация до обработки.


Таким получился кадр фильма с использованием обработанной иллюстрации.


      Еще одна фотография из Интернета.


     Таким стал кадр ролика.


Правило третье: в меру используй чужие ресурсы
Создавая не похожий на другие видеоролик, нельзя злоупотреблять использованием экранизаций произведений. Если увлечься нарезкой видеофрагментов и склеиванием кусочков из видео, можно забыть о своей идее.
Предлагаю познакомиться с работой, в которой, на мой взгляд, гармонично выстроена композиция, фрагменты из художественного фильма помогают понять замысел автора ролика, не уводят от книги, а, наоборот, притягивают к ней. Время ролика более трех минут, так как это не буктрейлер, а учебный фильм, сделанный для уроков литературы. Просматривая ролик, стоит обратить внимание на то, как соединены фрагменты из художественного фильма, как сделаны коллажи, в конце ролика использованы интересные анимационные эффекты, но все это не искусственно собрано, а гармонично сосуществует, работая на идею.
Видеоролик Гращенковой А.М. по книге А.Грина можно посмотреть здесь

Правило четвертое: дай свое толкование текста
Интересно смотреть те работы, где автор отходит от традиционной интерпретации художественного текста. На мой взгляд, примером такой работы может стать буктрейлер Дармаевой С.Д. по книге М.Аромштам «Когда отдыхают ангелы». Авторская позиция в этом ролике ярко выражена, благодаря музыкальному сопровождению, визуальному  ряду. Можно соглашаться или не соглашаться с расстановкой акцентов, с представленным вариантом прочтения книги, однако сам видеоролик «цепляет», помогает читателям открыть для себя новую книгу.

Правило пятое: проведи параллели
Переплетение классики и современности  интересно во все времена. Позволю себе предложить на суд зрителей ролик, который был сделан для урока литературы и продемонстрирован учащимся во время объявления домашнего задания. Фильм нельзя назвать идеальным (сейчас мне кажется, что фрагмент из мультипликационного фильма можно было сделать короче, а звук записать лучше), но, возможно, кому-то будет более понятна мысль о взаимопроникновении текстов, написанных в разные времена, о переплетении сюжетов, тем. 
     
      Конечно, процесс создания учебного фильма или буктрейлера не так прост. И у каждого мастера есть свои правила, которые  формулируются в процессе долгой и упорной работы.
   Хочется пожелать всем участникам конкурса "Классика в неформате" успехов. Если вы, уважаемые коллеги, еще не отправили свой фильм на конкурс, поторопитесь познакомиться с Положением о конкурсе и принять в нем участие.
                                               Удачи и новых открытий!    

4 комментария:

  1. Ответы
    1. Наталья Владимировна, спасибо! Продолжение следует...

      Удалить
  2. Елена Сергеевна, хочу написать повторно коммент, так как первый почему-то не появился. Замечательный пост у Вас получился, яркий, запоминающийся, очень полезный практикам, работающим над видеороликами. Можно опубликовать его с необходимыми иллюстрациями в журнале Татьяны Дрыжовой "Школьные библиотеки: сегодня и завтра". Всё методически выверено, и вместе с тем легко и образно написано без всякого теоретизирования и занудства. Чувствуется, что в основу положен и опыт практика, делающего самостоятельно видеоролики, и впечатления от анализа работ участников Межрегионального конкурса "Классика в неформате". Надеюсь, что в скором времени к блогу и написанию постов присоединятся также ваши библиотекари, чтобы поскорее приобщиться к актуальной библиотечной практике. Всё-таки это блог БИБЛИОТЕКИ Дома учителя :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина Вячеславовна, спасибо большое за отзыв! Написание таких постов - дело непростое. Основная проблема в том, что работают над созданием роликов люди с разным уровнем владения информационными технологиями. Для таких мастеров, как Марина Орешко или Наталья Овчинникова, в моей заметке вряд ли найдется новая информация. Возможно, что-то заинтересует новичков, именно о них думала, когда писала.
      Этот пост - еще и попытка сделать маленький шаг в решении проблемы, которая меня волнует, - разорванность библиотекарей и педагогов. Мало кто из учителей знает о том, какие интересные проекты реализуют библиотекари, а библиотекари зачастую не знают о достижениях педагогов. Преодолеть это крайне необходимо!

      P.S. Марина Вячеславовна, я тоже надеюсь, что мои библиотекари скоро возьмут на себя ведение блога. :) Жду...

      Удалить