среда, 30 июля 2014 г.

Встаньте, кто помнит чернильницу-непроливайку!


У Марины Бородицкой есть стихотворение, в котором запечатлен образ уходящей эпохи.

Встаньте, кто помнит чернильницу-непроливайку,
Светлый пенал из дощечек и дальше по списку:
Кеды китайские, с белой каемочкой майку,
И промокашку, и вставочку, и перочистку.

Финские снежные, в синих обложках тетради,
День, когда всем принести самописки велели,
Как перочистки сшивали усердия ради,
С пуговкой посередине, — и пачкать жалели.

Встаньте, кто помнит стаканчик за семь и за десять,
Пар над тележками уличных сиплых кудесниц, — 
С дедом однажды мы в скверике при Моссовете
Сгрызли по три эскимо, холоднейших на свете.

Разные нити людей сочленяют: богатство,
Пьянство, дворянство… порука у всех круговая,
Пусть же пребудет и наше случайное братство:
Встаньте, кто помнит, — и чокнемся, не проливая!


 Современные школьники не знакомы с перочисткой, мало кто пробовал писать пером – шариковая ручка гораздо привычнее и удобнее… Но, может быть, стоит попытаться рассказать сегодняшним ученикам о том, как учились их деды и прадеды?  В нашем музее есть необычное учебное пособие, которое было выпущено  в 1914 году. Ровно 100 лет назад! Называется это пособие «Грамотей. Книга для списывания». 



В предисловии автор объясняет, что уникальность орфографической прописи в использовании письменного шрифта и рисунков.


 Предложите своим ученикам попробовать себя в роли ученика начала ХХ века. Смогут ли они переписать острым перышком непростые для написания тексты? 


А тех, кто захочет познакомиться с орфографической прописью начала ХХ века, приглашаем в читальный зал библиотеки Екатеринбургского Дома Учителя. 

Фотографии Рустама Бикбова

1 комментарий:

  1. Лена, спасибо! Уже вынашиваю идею урока с пионерами. У Рустама чудесные фотографии.

    ОтветитьУдалить