среда, 21 сентября 2016 г.

Дизайн библиотек. В продолжение темы

Уважаемые коллеги, тема организаиции пространства библиотеки затронула многих, заставила задуматься, вызвала споры, обсуждения. Для тех, кого эта тема волнует, предлагаем статью Волжениной Светланы Юрьевны

  Организация пространства библиотеки:  
понимание проблематики и ожидание библиотекарей
Волженина Светлана Юрьевна,
начальник отдела музеев и выставочной работы
Департамента культуры и искусства
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры,
председатель постоянного комитета круглого стола
«Библиотечные здания: дизайн, архитектура, организация пространства»
секции публичных библиотек РБА,
г. Ханты-Мансийск


Отправляем Вам заполненную анкету "Организация пространства библиотеки". Но, думаю, нужно отметить, что тема на данном этапе не актуальна для наших библиотек, т.е. ЦБС, т.к. нет денег даже на подписку периодических изданий, а о приобретении какой-нибудь мебели для библиотек не идет даже речи, не говоря уж о строительстве зданий для библиотек.

Спасибо, коллеги! Не могу не ответить на "крик души". Не хочу  и не могу с вами согласиться, 
всегда нужно быть на шаг впереди. Приведу два примера: - когда строили здания библиотек, в основной массе в 1970-80-е гг., или, как правило, приспосабливали помещения, никто не думал о том, удобны ли они для пожилых, инвалидов. Сейчас есть соответствующие СНИПы, но ситуация мало меняется, в том числе потому что мы их не знаем; - библиотеке тесно, книги ярусами, не хватает фондохранилищ. Знаем ли мы, как отстоять требования библиотеки на дополнительную площадь? Организация пространства - не красоты и дизайн, а в том числе, технология, нормативы...К сожалению, часто судим поверхностно. А денег на подписку нет и у нас, к сожалению.   (из переписки в период анкетирования)


Неактуальная тема
        Мнение автора этого письма, мы полагаем, готовы разделить многие, нужно ли говорить о недостижимом, когда нет денег на насущное? Отвечая на этот вопрос, можно привести две позиции. Первая: это за рубежом можно обсуждать проблемы библиотечного пространства,
потому что там проводят конкурсы архитектурных проектов зданий библиотек, оборудование приобретают в соответствии с дизайн-проектом, а здания  строят Н. Фостер и Х. Мерон. Ну, что ж, как говорил технолог Петухов, герой Ю. Визбора:
«Зато, говорю, мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
А также в области балета
Мы впереди, говорю, планеты всей,
Мы впереди планеты всей!»
        Соглашаясь с такой позицией, мы признаем второстепенность библиотеки как института в общественном производстве, а наши заявления о значимости библиотеки и библиотекаря в глобальном информационном обществе являются лозунгами.
Чтобы представить вторую позицию, мы предлагаем сначала обсудить, говорим ли мы, обсуждая вопросы библиотечного пространства, на одном языке (по Б. Спинозе «Понимание – начало согласия»).

Мы говорим на разных языках?
    Для того, чтобы разобраться, говорим ли мы на одном языке, был проведен анализ документного потока по теме и выявлен принятый в библиотечном деле понятийный аппарат. Это же позволило обозначить ряд существенных проблем, без решения которых мы не сможем друг друга понимать. 
     Начнем с понятийного аппарата. Мы располагали несколькими отраслевыми изданиями справочно-энциклопедического характера трех последних десятилетий: 
* Книговедение: Энциклопедический словарь. – М., 1982; 
* Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания / БЕН РАН. – М., 1995; 
* Библиотечная энциклопедия /РГБ. – М., 2007. 
       Несмотря на то, что терминологический ряд энциклопедического словаря «Книговедение», связан с определением дефиниций в области создания, распространения, хранения и поиска произведений печати, он дает два относящихся к теме нашего разговора определения «библиотечное оборудование» и «библиотечные здания». 
       Из 3000 терминов «Терминологического словаря» 15 терминов касаются библиотечных зданий, в частности, словарь приводит термины «архитектура библиотеки», «архитектурно-строительное проектирование», «библиотечные здания», «библиотечные помещения», «интерьер библиотеки», «оформление библиотеки», «планировка библиотечного здания»,  «проектирование библиотеки», «размещение библиотек», «библиотечное оборудование», «МТБ библиотеки», «размещение библиотек», «наглядная пропаганда литературы», «структура библиотеки», «размещение/хранение фонда», помимо этого словарь приводит ряд понятий, связанных с библиотечным оборудованием и средствами технического оснащения. «Библиотечная энциклопедия» включает одно понятие -  «архитектура библиотек». Как видите, немного для того, чтобы говорить на одном языке, если это не язык Эллочки Людоедки. 
       Анализ документного потока сделан на основе библиографического списка «Библиотечные здания: архитектура, строительство, дизайн и оснащение внутреннего пространства» Государственной библиотеки Югры за 1971 – 2008 гг. Список является хронологическим продолжением библиографического указателя ЦНТБ по строительству и архитектуре за 1960-1970 гг., включает выявленные на основе СПА ГПНТБ СО РАН, ГБЮ, прикнижной и пристатейной библиографии публикации в количестве 173 названий. Список включает самостоятельные издания (две переводные монографии: «Пространство для книги» Ж. Гаскюэль; «Библиотечные здания» под ред. Е.А. Фенелонова; учебное пособие Е.В. Балашовой «Библиотечный дизайн»), но значительную часть массива составляют статьи. Нами была проанализирована частотность использования терминов в заглавиях публикаций. Рейтинг  продемонстрировал следующее: понятие «проектирование библиотек» употреблялось 15 раз,  «строительство библиотек» - 13 раз, «здание» – 13 раз, «интерьер» – 10 раз, «проект библиотеки» – 9 раз, «архитектура библиотек» – 8 раз,  «дизайн», «планировка зданий» – 7 раз, «пространство библиотеки» – 6 раз, остальные – разовые. Важность подобного анализа объясняется тем, что одним из важнейших источников возникновения новых терминов является профессиональная печать. 
       Даже с учетом того, что библиографический список далеко не исчерпывающе осветил документный поток, можно сделать ряд существенных выводов:
1. Эта область практической деятельности еще не получила достаточного осмысления в отечественном библиотековедении. К.Б. Лаврова пишет: «недостаточный начальный уровень теоретической разработки проблемы организации библиотечного здания…в целом тормозит развитие научного подхода к решению проблемы организации библиотечного здания» [1]. Неопределенность позиции научного осмысления этой практической деятельности в структуре библиотековедения характеризуется существованием разных взглядов у отечественных библиотековедов: 
* выделение самостоятельного раздела «организация библиотечного здания» в структуре библиотековедения, которого придерживается К.Б. Лаврова и 
* признание его как части внутри одного из компонентов четырехэлементной системы библиотеки – материально-технической базы (Ю.Н. Столяров). Он пишет, что «вычленение из всей материально-технической базы только здания (помещения) библиотеки сильно ограничивает эту область частного библиотековедения» [2]. Есть позиция непризнания материально-технической базы как проблемы библиотековедения (В.В. Скворцов), а авторы «Терминологического словаря» отнесли библиотечные здания и библиотечное оборудование к «организации труда в библиотеке». Полемика ученых могла бы библиотекарей-практиков и не коснуться, если бы не влияла напрямую на разработанность вопроса. Но есть надежда - Ю.Н. Столяров пишет, что «наступивший век должен радикально изменить отношение к статусу материально-технической базы в структуре библиотеки…»[2].
2. Отсутствие устоявшейся, структурированной терминологической системы, понятийного аппарата. Одни из авторов монографии «Российское библиотековедение: XX век» Бачалдин Б.Н. и Инькова Л.М. отмечают, что профессиональная терминология сегодня «не объединяет библиотечное сообщество, а разъединяет, поскольку засорена случайными и чуждыми нашей профессии терминами» [2]. 
       Несмотря на то, что понятие «библиотечное пространство» активно используют в публикациях, принятой дефиниции нет, и в его использовании есть определенная двойственность. Есть, как минимум, два понимания на основе анализа использования термина в профессиональных публикациях. Первое – «библиотечное пространство» понимается как «библиотечная ситуация», иначе – состояние библиотечной отрасли конкретной территории. Второе: библиотечное пространство – понятие, включающее вопросы проектирования, строительства, планирования помещений, оборудования, дизайна, эксплуатации и т.д. здания библиотеки. Наряду с этим понятием, есть другие, введенные разными авторами как обобщающие: «организация библиотечного здания» (К.Б. Лаврова), «библиотечный дизайн» (авторы учебного пособия «Библиотечный дизайн»). Нам встретилось лишь одно определение библиотечного пространства в профессиональной печати: «Библиотечное пространство – синтез архитектурно-строительных, профессионально-библиотечных решений. Это понятие объединяет: архитектуру здания, дизайн интерьеров, эстетическую составляющую, комфортность обслуживания и виртуальное пространство библиотеки» [3]. По нашему мнению, понятие «библиотечное пространство» своему появлению обязано англоязычному, использующемуся в профессиональных публикациях ИФЛА понятию «library space». 
       Его право на существование докажет время, а пока согласимся с одним ученым: «Если сравнительно недавно каждый новый термин, который обозначал новое понятие, успевал пройти продолжительное "испытание временем", то нынче возникло множество терминов, которые базируются на неустоявшихся понятиях и не получили четкого определения. Специалисты считают, что процесс "естественного отбора" терминов проходит слишком медленно, что следует создать условия для оперативного реагирования, широкого обсуждения, принятия или непринятия новых терминов» [4]. К подобным, не прошедшим «естественного отбора», но уже использующимся отечественными библиотековедами и библиотекарями, относятся «библиотечная среда», «эффективность библиотечного обслуживания» и т.д. 
       Обращаем ваше внимание на важность процесса «метафоротворчества». Появление нового словаря, как считает философ Ричард Рорти, начинается с изобретения и применения каких-то метафор, созревших в головах отдельных людей. Метафора, используя известные слова непривычным образом, позволяет высветить те аспекты событий и явлений, которые не видимы при обычном словоупотреблении. О метафоре нельзя сказать, истинна она или ложна, приживется она в культуре или нет. Ее невозможно опровергнуть, доказать или обосновать, почему сложилась та или иная метафора в голове ее творца и т.д. Творцов метафор много, но не все метафоры укореняются в культуре.
3. Межотраслевой характер практической деятельности, связанной с организацией библиотечного здания,  создает проблему признания этой области практической деятельности как библиотечной. Есть ли по аналогии «организация здания учреждения здравоохранения» или, скажем «учреждения образования», или снова мы пытаемся объять необъятное? Проблему отнесения к библиотечной деятельности поднимала в свое время М.Я. Дворкина: «Для управления всем многообразием видов библиотечной деятельности, их организации важно видеть библиотечную деятельность как целостность. Необходимо составить полный реестр современных видов и подвидов библиотечной деятельности. Важно также ответить на вопрос, какие виды деятельности современной библиотеки относятся к библиотечной деятельности» [5]. В этом же ключе звучит вопрос: должен ли руководитель, хозяйственник библиотеки знать нормативы по организации инженерно-коммуникационных систем здания библиотеки, а если да, то в какой степени? 
       Вывод, к которому мы приходим вследствие этого рассуждения, очевиден – библиотекарям-практикам необходимо сделать заказ на глубокое теоретическое осмысление этой сферы практической деятельности, определение места, структурирование, утверждение терминосистемы. Понимание проблематики должно быть основано на научном фундаменте, ее нет на уровне библиотековедения, соответственно и практики не говорят на одном языке.  

Ожидания библиотекарей
       Тем не менее, в условиях неопределенности (вследствие отсутствия единого языка и единого понимания), организаторы круглого стола[1] столкнулись с большим интересом к этой проблематике (хотя и противоречивым), со стороны коллег, который продемонстрировали итоги анкетирования, проведенного в преддверии конференции РБА. 
       Напоминаем, что это было не первое анкетирование, первое круглый стол провел в 2008 г., географически оно было ограничено Западной Сибирью, и было посвящено сравнению специфики организации пространства в библиотеках Югры и ближайших регионов, входящих в состав Западной Сибири. Участниками анкетирования тогда стали: 
* Кемеровская область (гг. Гурьевск, Таштагол, Осинники, Краснобродский городской округ);
* Пермский край (г. Кудымкар);
* Томская область (г. Северск);
* Омская область (г. Тара);
* Ханты-Мансийский автономный округ (гг. Ханты-Мансийск, Лянтор, Лангепас, Урай, Советский, Пыть-Ях, Белоярский, Мегион, Радужный, Покачи).
Итоги анкетирования были опубликованы в журнале «Библиосфера» [6]. Участникам анкетирования было предложено оценить наиболее характерные особенности организации пространства библиотек малых городов при ответах на вопросы:
 о городах, в которых размещены библиотеки, их народнохозяйственных профилях, административных статусах. 
о зданиях, в которых библиотеки размещены. Наиболее важной задачей анкетирования было выявление состояния и проблем организации пространства внутри библиотек, этому был посвящен третий раздел анкеты.
        Анализ полученной в результате анкетирования информации показал, что существенных отличий в организации пространства библиотек малых городов Западной Сибири и Югры нет, есть специфические особенности, продиктованные в большей степени особенностями исторического и социально-экономического развития территорий.
        Самое важное, что выявило проведенное анкетирование – наличие общих проблем в организации пространства и понимании библиотекарями этой сферы профессиональных знаний и практики, вне зависимости от региона и его  социально-экономического благополучия. У сотрудников библиотек весьма слабые представления о дизайне, стиле и правилах организации пространства библиотек. Анкетирование подтвердило, что библиотекари-практики признают вторичность обозначенной темы, тем самым, соглашаясь с навязываемой обществом недооценкой роли библиотек в социально-культурной сфере. 
Второе анкетирование, проведенное в 2009 г., ставило своей целью выявить представления библиотекарей о проблематике и их ожидания от работы круглого стола. 
Участниками стали библиотеки (библиотечные объединения) из 48 российских регионов, в том числе одна библиотека федерального уровня (ГПНТБ СО РАН), десять центральных библиотек субъектов РФ (областей, республик, краев), 83 городские библиотеки (библиотечные объединения), 42 библиотеки, входящие в состав районных библиотечных систем. 
Сначала мы попросили участников анкетирования оценить свои знания в области организации библиотечного пространства. 
       Все 136 участников анкетирования единодушны во мнении, что проблемы организации пространства библиотек (проектирования, строительства, дизайна и т.д.) являются актуальными и требующими обсуждения в профессиональном сообществе и в том, что сотрудники библиотек должны иметь определенный набор знаний по требованиям к организации пространства библиотек. 
При ответе на вопрос: какие сотрудники библиотек должны владеть этими знаниями, участники анкетирования во мнении разошлись, по их мнению, это первые руководители (80% анкетируемых) и 20% участников еще указали  на необходимость знаний у первых руководителей  и заведующих  отделами. 
        На вопрос «Оцениваете ли вы свои знания в области организации пространства как удовлетворительные» 70% опрошенных признали свои знания неудовлетворительными, в основном это представители районных, поселковых библиотек; 30% участников считают свои знания удовлетворительными.
        Теперь перейдем к блоку вопросов, посвященных ожиданиям от деятельности круглого стола. К вопросу «какие формы получения информации в этой области знаний вы считаете наиболее приемлемыми» мы предложили варианты ответов:
* Периодические обучающие мероприятия (семинары, тренинги),
* Практические занятия и знакомство с опытом, в том числе библиотечные туры,
* Постоянно действующие справочно–информационные порталы, периодические издания.
Участники не отдали приоритет какой-либо одной  форме получения информации. Наиболее распространенным ответом можно считать следующий: «Приемлемы все формы,  наиболее действенен второй пункт, очень важен первый, а вот третий – тоже очень полезен, но пока недоступен из-за его отсутствия».
К вопросу «в каких вопросах вы испытываете набольшие затруднения» также были даны варианты ответов:
* На этапе подготовки проектно–сметной документации,
* На этапе строительства,
* На этапе планирования пространства,
* В вопросах дизайна.
90% участников испытывают затруднения на всех этапах,  10% участников признают, что на этапе подготовки проектно–сметной документации и на этапе строительства. Мнения большинства  обобщает высказывание: «Самая большая трудность – в убеждении руководства города выделить средства на строительство новых библиотек, даже хотя бы одной; в нашем городе это в перспективе ближайших 5 лет даже не просматривается».
       В ответах на вопрос «в чем должна заключаться  деятельность круглого стола» мы увидели несколько аспектов, которые должны стать основой ключевых направлений деятельности круглого стола. 
       Политический аспект заключается в том, что от круглого стола ждут привлечения внимания к проблемам организации пространства руководителей и общества в целом.  «Нужно решить вопрос, как изменить общественное мнение так, чтобы всем была понятна необходимость проектирования и строительства зданий специально для библиотек, а не приспосабливать имеющиеся помещения, в которых невозможно полноценно обслуживать население». По сути, на круглый стол возлагается революционная роль культуртрегера, проводника изменения общественного мнения. 
       Концептуальный аспект – это формирование концепции библиотеки настоящего и будущего, современного образа библиотеки, в котором должны помочь действия круглого стола по обсуждения новых подходов к моделированию библиотек. 
Технологический аспект видится сотрудниками библиотек в изучении технологий  поэтапной работы по проектированию, строительству, организации пространства, эксплуатации здания библиотеки; знакомстве с нормативами. 
       Учебно-информационный аспект заключается в проведении обучающих семинаров, презентации существующих проектов строительства и реконструкции библиотечных зданий и помещений, знакомстве с библиотеками в России и за рубежом, систематизации  сведений об учреждениях, организациях, занимающихся обозначенной практической деятельностью. А также, в анализе ситуации по обозначенной проблематике, демонстрации передового отечественного и зарубежного опыта. 
       Практический аспект видится в выработке рекомендации по организации и проведению аукционов и котировок на работы по проектированию, строительству, оборудованию, эксплуатации зданий. В частности, по мнению участников анкетирования «должны быть представлены макеты, типовые универсальные проекты библиотек, библиотечного дизайна, которые можно использовать в реальных условиях, например, дотационных областей» и предложены «рекомендации не только по оптимальному размещению библиотечного фонда, рациональной организации рабочих мест библиотечных специалистов, но и продвижению проектов постройки современных библиотечных зданий». 
       Думаю, анализ анкет немного сгладил впечатление о том, что мы все говорим на разных языках -  говорим на одном, но с разной степенью глубины понимания. Безусловно, без научного осмысления, мы по-прежнему будем сомневаться в том, должны ли мы понимать основы организации библиотечного пространства или библиотечного здания, что не мешает многим из нас ежедневно сталкиваться с практическими задачами по эксплуатации здания (почему-то не отнесенному библиотекарями-практиками к этой области практической и научной деятельности).
       Музейной сферой сегодня осознана необходимость профессионального вмешательства дизайнеров, архитекторов и т.д. в пространство музея, что в свое время, по словам музейщика-практика из Томска Д.В. Загоскина, «взломало» музейную сферу для бизнес-инициатив. Возможно, следствием этого же является и то, что процессы, происходящие в музейной сфере, сегодня вызывают большой интерес у культурологов. Может быть, именно поэтому библиотеки заимствуют у музеев новые формы работы с пользователями, например, «Ночь в библиотеке». 
       А теперь пришла пора представить второй взгляд: по нашему глубокому убеждению, организация библиотечных зданий – это один из основных факторов, которые в состоянии изменить отношение к библиотечной профессии и библиотеке как вторичным в иерархии общественного сознания. Вот только как решить логическую дилемму: чтобы создать современную библиотеку, нужно поменять общественное сознание, а чтобы поменять общественное сознание, нужно создать современную библиотеку. 

Список источников
1. Лаврова, К. Б. Организация библиотечного здания как раздел библиотековедения : автореф. дис. на соиск.  учен. степ. канд. пед. наук : 05.25.05 : защищена 29.01.97 / Лаврова Клена Борисовна.  – М., 1997. – 16 с.
2. Российское библиотековедение: XX век. Направления развития, проблемы и итоги : опыт моногр. исслед. / Рос. гос. б-ка ; сост. Ю. П. Мелентьева. – М. : Фаир-пресс : Пашков дом, 2003. – 429 с.
3. Калинина, Е. В. Библиотечное пространство : теория, история, практика // Библиотечно–информационные коммуникации в пространстве региона : науч.-информ. сб. Вып.  2 / СПбГУКИ. – Ростов н/Д, 2008.  – 98 с.
4. Солоиденко, Г. И. Проблемы и перспективы развития библиотечной терминологии в Украине [Электронный ресурс] // Библиотеки национальных академий наук : проблемы функционирования, тенденции развития : науч.-практ. и теорет. сб. – Электрон. дан. (1 файл). – Киев, 2005. – Вып. 3. – Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/articles/2005/05sgibtu.html.  – Загл. с экрана.
5. 5. Дворкина, М. Я. Библиотечная деятельность как научная проблема // http://libconfs.narod.ru/2004/s1/s1_p10.htm.

1. Волженина, С. Ю. Организация библиотечного пространства в малых городах Западной Сибири и Югры : общее и особенное / С. Ю. Волженина // Библиосфера. – 2008. – № 4. – С. 22–26.


________________
[1] Круглый стол «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства» был создан в рамках секции публичных библиотек Российской библиотечной ассоциации на Всероссийском библиотечном конгрессе: XIII Ежегодной сессии Конференции РБА (2008 г.).

1 комментарий:

  1. Очень хороший глубокий материал, погружающий в проблему всесторонне, в том числе, и в историю вопроса. Как руководитель круглого стола РБА, Светлана Юрьевна хорошо знает, о чём пишет. Открытый финал заставляет пораскинуть мозгами, как же всё-таки решить дилемму и "изменить отношение к библиотечной профессии и библиотеке как вторичным в иерархии общественного сознания". Проблемы организации библиотечного пространства всё больше выходят на первый план для библиотечных специалистов, сражающихся за повышение статуса библиотеки, это очевидно. Осталось донести эти мысли до распорядителей финансов, либо искать партнёров и меценатов с общими для нас ценностями. И кропотливо собирать по крупицам наш российский опыт - не только, что сделали, но и КАК добились. Для нашей российской действительности это немаловажно

    ОтветитьУдалить