суббота, 17 сентября 2016 г.

По следам вебинара

Никто никогда не даст школьной библиотеке денег на новую мебель!
У нас нет никакого бюджета на библиотеки с начала 90-х!
У меня просто нет кафедры. Есть стол со времен открытия учреждения 1967.
Такими высказываниями библиотекарей сопровождался вебинар Ольги Дубининой "Библиотечное пространство: от концепции к реализации", проведенный 9 сентября 2016 года Екатеринбургским Домом Учителя и  порталом ВикиСибириаДа. Мне не удалось побывать на вебинаре, поэтому смотрела его в записи и мучительно размышляла, нужно ли развивать тему дизайна библиотечного пространства дальше. Почему "мучительно"? Потому что обсуждение выступления лектора в чате и в аудитории было таким горячим, что порой становилось страшно за выступающего. 

    За один час вебинара библиотекари подняли множество проблем, акцентируя особое внимание на отсутствии финансирования. Из комментариев можно было сделать вывод, что денег нет (и никогда не будет) ни на дизайн, ни на ремонт школьной библиотеки. Конечно, боль библиотекаря понятна: на уровне страны обсуждается проблема комплектования, обновления школьной библиотеки. Вот уже несколько лет библиотекарь ждет, когда в его фондах появятся новые книги современных авторов, когда пополнится фонд, когда... Много чего ждет школьный библиотекарь. 
      К сожалению, ни методисты Дома Учителя, ни дизайнеры не могут дать волшебную палочку, в одночасье меняющую ситуацию, в руки директора школы или школьного библиотекаря. Но на вебинаре был предложен маленький первый шаг, который может сделать библиотекарь для решения больших проблем. В самом начале вебинара Ольга Андреевна рассказала о нашей идее разработки и воплощения типового дизайн-проекта для школьных библиотек города Екатеринбурга. Библиотекарям было предложено подать заявку на участие в проекте. Лектор пояснила, что среди заявившихся будет проведен отбор и одна из библиотек получит дизайн-проект своего помещения. На наш взгляд, реализация такого проекта даст возможность  увидеть, как можно изменить пространство школьной библиотеки, имея небольшой бюджет. При удачном решении задачи опыт одной школы может тиражироваться на уровне города, а затем использоваться в других городах. 
       Как вы думаете, уважаемые коллеги, сколько заявок мы получили за неделю, прошедшую после вебинара? 5? 10? 20? Нет. Ни одной. 
        На сегодня мы имеем единственную заявку от одной из гимназий города. 
        Может быть, прошло слишком мало времени? Может быть.
   Мы можем продолжать говорить о своих проблемах, жаловаться на отсутствие финансирования, понимания, уважения и т.д., и т.п. Но пока мы не возьмем на себя ответственность за то, что происходит там, где мы работаем, пока мы не осознаем, что от нас и только от нас зависит, каким быть школьной библиотеке, ничего не изменится ни в школьном пространстве, ни в  содержании школьного образования. 

   У меня после вебинара осталось очень много вопросов к специалистам библиотек. Например: чего вы ждали от лекции на тему "Библиотечное пространство: от концепции к реализации"? Оправдались ли ваши ожидания? Разочаровала ли вас лекция по этой теме? 
     Из комментариев в чате мне стало понятно, что важной темой для школьных библиотекарей является оформление выставок. Именно об этом и поговорим на следующем вебинаре с теми, кто готов идти вперед. Тем, кто не смог посетить вебинар, но интересуется затронутой темой, предлагаю посмотреть видеозапись.



И еще одна ссылка. Многие библиотекари просили рассказать о конкретных примерах дизайна школьной библиотеки. Об этом мы будем говорить во время следующих встреч. Но уже сейчас предлагаю обратить внимание на документ, который может вас вдохновить на перемены. Это руководство по оформлению школ (в  формате pdf) от студии Артемия Лебедева. Есть в этом руководстве страницы, посвященные школьной библиотеке. 

19 комментариев:

  1. На этот вебинар надо было директоров школ приглашать. у библиотекарей нет доступа к финансам и решение принимают не они. В ряде случаев у них нет даже права совещательного голоса. Коллег многое на изменения вдохновляет, но осуществить эти изменения можно только в союзе с директором школы, который тоже не всегда может позволить себе даже косметический ремонт библиотеки. Поэтому не стоит ждать от библиотекарей заявок, а вот если для директоров провести подобное мероприятие, может быть эффект.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Владимировна, мы и директоров приглашали, и библиотекарей. Я считаю, если не пришел на вебинар директор (а в этом нет ничего удивительного), было бы неплохо, если бы библиотекарь проявил инициативу и заинтересовал свой коллектив предлагаемыми возможностями, обратил внимание директора на то, что вебинар стоит посмотреть в записи. Ваше подчеркивание разных функциональных обязанностей еще раз напоминает о том разрыве, который есть между директором и школьным библиотекарем. Кто виноват в том, что на уровне одной школы мы часто не находим взаимопонимания, желания услышать и понять друг друга? Вопрос риторический.
      Галина Владимировна, уважаемые коллеги, мне все больше кажется, что многие не услышали основной идеи лекции Ольги Дубининой: Дизайн школьной библиотеки - это не просто ремонт, перестановка стульев и т.д. Дизайн школьной библиотеки должен играть смыслообразующую роль в библиотеке. Только после того, как мы поймем, "куда ж нам плыть", можно думать о ремонте, стульях, полках и столах.

      Удалить
    2. Идея - это хорошо, но в данном случае она останется идеей, даже если библиотекарь ляжет костьми. В Вашей библиотеке удалось осуществить перемены благодаря Вашей инициативе и поддержке (как директора), а если этого не было бы - ничего бы не получилось. Не единственная, кстати, проблема - дизайн библиотеки, ради которой им приходится жертвовать собой. Есть более насущные - те же учебники,например, которые они на себе возами перетаскивают... Тележки бы закупить , как в магазине для продуктов, хотя бы.

      Удалить
    3. Галина Владимировна, "ложиться костьми" и "жертвовать собой" я не призываю. Вообще тема жертвенность меня смущает. Если человек ощущает себя жертвой, стоит ли работать в школе? Я думаю, что нужно учиться разговаривать, договариваться, доносить свою точку зрения, нужно искать возможности решения проблем, а не прятать от них голову в песок. Из ваших комментариев следует, что у нас в городе нет ни одного директора, который бы был готов к диалогу со своим школьным библиотекарем. Уверена, что это не так.

      Удалить
  2. Почему нет? Есть, но мало. Не со зла, конечно,а потому ,что проблем слишком много. Вот мне сейчас, пять минут назад, рассказывала коллега, как она в течение 25 лет пишет директору докладные, подает планы развития библиотеки (где и про дизайн говорится), а ничто не меняется. Дошло до того, что в библиотеке света нет, крыша (верхний этаж) течет, за лето не отремонтировано ничего, розетка одна, детей в школе- 39 классов, а ставка одна... Руки опускаются в таких условиях. И 25 лет в одной школе человек работает, и библиотекарь- одна из лучших в городе. В отчаянии человек. Это к вопросу о жертвах.
    Просто не по адресу немного - о дизайне, это не совсем в компетенции библиотекаря. Надо не с библиотекарями, а с руководством об этом говорить - вот я о чем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Владимировна, во-первых, считаю такие обобщения "есть, но мало" некорректными. Вы привели один пример взаимодействия библиотекаря с директором, а вывод сделали обо всех школах города. У меня есть другие примеры.
      А во-вторых, не понимаю вашу точку зрения. Вы считаете, что говорить о дизайне библиотек нет смысла? Ваша позиция понятна, но не приемлема для меня, поэтому я продолжу работу в этом направлении. Уверена, что найдутся те, кто поймет, кто сможет изменить не только свою библиотеку, но и себя.

      Удалить
    2. Ой, какая жаркая дискуссия! Скажу от себя и из личного опыта. Дизайном надо заниматься именно школьному библиотекарю, вернее организацией пространства. В 2005 году пришла в школьную библиотеку. Думала медиатека, а оказалось библиотека. Маленький закуток, теснота, четыре человека только могло зайти. Хотела уйти... Но осталась. Вырезала картинки какой хочу видеть библиотеку:столы как в кабинете директора, мягкий уголок, пальмы...Как у директора. Повесила их на своем рабочем месте, чтобы чаще взор падал. Проучилась на курсе Славы Матлиной. Пережила три ремонта-переезда. Из 25 метров школьная библиотека превратилась в 130 метров, с евроремонтом, пальмой и мягким уголком. И даже столы стояли как у директора в кабинете, только чуть дешевле.Все пространство была организовано по зонам: Тет-а-тет, общественная палата, конфликтная зона-круглый стол, Периодическая и даже "учитель тоже человек".
      Были закуплены стеллажи новые, вставлены евроокна и прочее. Фонд тоже обновился, хотя денег практически не давали. Смогла!!! Разные способы. А потом захотела провести дизайн-конкурс для библиотек. Захотела и сделал. Можно посмотреть здес
      ь http://bibliotol.blogspot.ru/2013/01/blog-post_30.html
      И очем хочу здесь сказать. Нашла поддержку в Союзе архитекторов, детской школе архитектуре и дизайна, спонсоров - фабрику красок.А что же библиотекари?
      Боятся пошевелиться наши библиотекари, пошевелить мозгами. Были даже такие случаи, когда сказали:"А вы сделайте нам проект. Мы примем участие. Были и такие. 25 лет не было ремонта, но делать ничего не буду.Пусть нам дадут. Вот главная мысль и проблема в нашей психологии. Начни с себя. Никто ничего нам не должен, не дадут, а дадут тем, кто думает, шевелит мозгами. Нравится мне одна подруга-коллега. Где бы не работала, заводская библиотека Библиотека Автограда и пр. Везде у нее красиво, уютно, комфортно. Спрашиваю: "Как так получается?" говорит: "Я люблю себя! Большую часть жизни провожу на работе, поэтому окружаю себя красотой, уютом, комфортом" Под лежачий камень вода не течет!А одна школьный библиотекарь приняла участие в этом конкурсе во всех наминациях. У нее не было ремонта 25 лет, сколько она там работала. Как изменилась ее жизнь. Выиграла 4 тысячи на краску от фабрики красок, дети сделали роспись на стене вместе с учителем ИЗО. Затем НАШЛИСЬ деньги в бюджете школы на ремонт крыши, которая до этого протекала, как у всех. Закуплены новые стеллажи, появились жалюзи, вставили новые окна, получили новую технику ... Так меняется пространство, если его насыщать своими идеями, желаниями.
      "Вы полагаете все это будет носиться?
      Я полагаю, что следует шить!"

      Удалить
    3. Валентина Николаевна, спасибо большое за ваш развернутый комментарий. Примеры преображения пространства очень важны для наших библиотекарей. Нам всем нужно поверить в себя и друг в друга, увидеть, что невозможное возможно. Ваш пример вдохновляет! СПАСИБО!

      Удалить
  3. Так и я считаю, что проводить такую работу надо, но говорить об этом с теми, у кого в руках бразды правления - просто будет больше толку. Примеров могу привести много, а на обобщения не посягаю. Но так дела обстоят не только у нас, я в фейсбуке постоянно подобные сообщения вижу - это общая тенденция, к сожалению.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Толк будет, если к разговору все подключатся - библиотекарь, учителя, директор.
      И слышать друг друга тоже было бы неплохо.

      Удалить
  4. Не смогла пройти мимо.Вставлю свои пять копеек. Не столько про дизайн, но и про него тоже.
    Там все на вебинаре требовали примеры провинциальных библиотек...на примере моей бывшей ЦБС г.Вилючинска,что на Камчатке.
    Библиотека в принципе - классика жанра,ничего сверхъестественного. Но как дело обстоит.
    Построили нам пару детских садов, в связи с чем закрывали один из старых детсадов.Призрачно пообещали один этаж под библиотеку отдать.Директор убедила,смогла - отдали всё здание. Вопрос встал в интерьерах.Коллектив - молодые современные, пересмотрели свою работу, сказали мы хотим работать так и так в этой библиотеке, в итоге прекрасные интерьеры, ничего сверхдорогого, но современно и функционально РАБОТАЕТ.
    Дальше.Выпали в конце года деньги,что называется, "на сдачу". Как потратить? Давайте купим детской библиотеке экран в конце концов..На тот момент наши детские библиотекари научились делать всякие ЭОРы-презенташки.Немного горжусь тем,что приложила к этому руку, в критериях эффективности прописали "создание ЭОРов" - сразу махом все научились. Сказали - мы вот умеем делать это и это, показали свои работы, сказали: "дайте нам вместо экрана интерактивную доску, хотим интерактивщины с детьми". Убедили руководство - ок, держите доску, бонусом документ-камера.Ура - мы теперь и мультики делать будем тогда. Это положительное.
    Тут же в нашей ЦБС есть группа библиотекарей с менталитетом советского библиотекаря - "столы должны стоять в ряд друг за другом и никак по-другому, ибо по-другому - это надругательство над священной "Библиотекой, книжного храма". Какое там зонирование (хотя помещение большое, окна во всю длину, книжки новые в конце концов) И вот при том,что финансирование есть, столы так и будут стоять в ряд, потому что проблема в головах.
    Жаловались там на вебинаре про цветные таблички без цветного принтера...Аналогичная история.Сама лично писала дурную,но полезную бумажку руководству: "принтер нам нужен, так как для функционирования детской библиотеки нам нужно оформлять заголовки, и по причинам психовозрастных особенностей детей они должны быть цветными, сканер нам нужен для оцифровки краеведческого и т.д., ксерокс нам нужен для платных услуг и размножения раздатков для детей.Так что дайте 3 в 1, то бишь МФУ". Дали.
    Мораль сей басни такова. Руководитель библиотеки/школы должен четко понимать, на кой черт библиотекарю нужны новые шторки, стеллажи, каким образом будут в этой работать кресла-мешки и новая техника. И если у библиотекаря в голове Советский Союз, то не помогут ни хорошие руководители, ни хорошее финансирование.
    А еще сочувствую Ольге - аудитория у нее неблагодарная получилась, но такая типичная

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо большое за описание вашего опыта. Очень интересная картина складывается, когда узнаешь об опыте регионов.

      Удалить
    2. Моисеева Наталья20 сентября 2016 г., 23:07

      Согласна с Натальей. Капля камень точит! Главное хотеть самим что-то сделать,а не ждать "хорошего директора", финансирования или спонсоров. И еще, мне показалось, что некоторые из нас, действительно не видят, не могут сформулировать и определить концепцию своей библиотеки. НЕ хочу никого обидеть, поймите, но спикер права, занятые ежедневной работой, мы сосредоточены на сегодняшних делах, на текущем месяце. И нет в голове единой концепции, идеи, которая бы определяла и направляла нашу работу.
      Мне очень хорошо знакома та, новая библиотека, которая фигурировала на слайдах Ольги Дубининой, как пример неудачно организованного пространства. И надо сказать, что в голову не приходило никому, что можно сделать по-другому!Ведь коллеги уже были счастливчиками, потому что получили новое здание и новую мебель! А теперь и им стоит задуматься об организации пространства!
      И еще. Информации о конкурсе на сайте РБА не увидела. Может не там смотрела? Или еще не выложили?

      Удалить
    3. Наталья, спасибо за ваше внимание к теме!
      Информация о конкурсе опубликована в журнале "Школьная библиотека: сегодня и завтра". Положение о конкурсе можно скачать по ссылке http://www.bibliomir.com/konkurs_prostranstvo.pdf

      Удалить
    4. Наталья Моисеева21 сентября 2016 г., 10:17

      Спасибо, посмотрю!

      Удалить
  5. Светлана Волженина20 сентября 2016 г., 17:12

    Коллеги, к своему сожалению, только сегодня обнаружила дискуссию после вебинара. Промолчать не могу по двум причинам: первое: я являюсь председателем постоянного комитета круглого стола "Библиотечные здания" РБА, и ВТОРОЕ: у меня за время "председательства" сформировалось определенное мнение по этому вопросу. Мнение заключается в следующем: организация библиотечных зданий – это один из основных факторов, которые в состоянии изменить отношение к библиотечной профессии и библиотеке как вторичным в иерархии общественного сознания. Я прилагаю свою статью, которая была опубликована в спецвыпуске "Библиотечное пространство - агент перемен" информационного бюллетеня секции публичных библиотек "Публичная библиотека" в 2010 году, но, поскольку печатали его на базе библиотеки маленьким тиражом, вряд ли текст был многими прочитан. Прошу дочитать до конца, потому что в тексте есть ответы на вопросы к О. Дубининой, в том числе: несвоевременность и неактуальность темы, невысокая оценка знаний библиотекарей в этих вопросах и т.д. с 2010 года мало что изменилось, хотя, на мой взгляд, тема стала "модной" в библиотечных кругах, но по заседаниям круглого стола могу судить: интерес вызывает, но "на десерт", когда нет ничего поважнее. Не понимаю, как прикрепить статью, поэтому, если не получится, опубликую на FB/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Юрьевна, спасибо за комментарий! Если вы мне отправите статью, я опубликую здесь же в блоге.
      Адрес: domuchitela@gmail.com

      Удалить
  6. Лектор пояснила, что среди заявившихся будет проведен отбор и одна из библиотек получит дизайн-проект своего помещения.***
    Здравствуйте. Извините, не поняла, а реализовывать-то проект кто должен будет? Что с проектом делать, если денег нет даже на покупку стула?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, анонимный гость. Простите, но у нас принято разговаривать, представившись.

      Удалить