«Не думайте о детях, когда пишете детские стихи»,- советовал
Корней Иванович Чуковский поэту Осипу Мандельштаму. А он не думал, он просто
создавал поэтические строки, наполненные энергией слова, яркостью образов,
жизненностью деталей.
У Осипа Эмильевича не было своих детей, но у стихов был негласный адресат: племянница Наташа Мандельштам.
У Осипа Эмильевича не было своих детей, но у стихов был негласный адресат: племянница Наташа Мандельштам.
Тему детства поэт затрагивал ещё в ранних стихах:
«Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять…»
Как зримо представляешь мальчика в трамвае, который:
«Сказал, что десять минус семь
Всегда выходит три.
И все сказали: повтори!
Трамвай поехал дальше,
И в нём поехал мальчик».
(«Мальчик в трамвае»)
«Вы друзья – автомобили, очень вежливый народ.
И всегда, всегда трамваи пропускаете вперёд».
(«Клик и Трам»)
Иллюстратором данного издания стала петербургский график Вера
Павлова. Цикл картинок был создан в 1989-1990 годах, спустя полвека после
гибели поэта. Но читатели увидели иллюстрации через много-много лет после их
создания.
Вера Павлова настолько глубоко погрузилась в стихи
Мандельштама, что детально, поэтапно показывает нам жизнь двадцатых годов.
Художница яркими красками рисует людей, транспорт, предметы домашнего обихода,
животных. Читая стихи и рассматривая иллюстрации к ним, ребёнок и взрослый
путешествуют в том времени, знакомятся с событиями начала двадцатого века.
Книга заканчивается интересным стихотворением:
«Это всё о луне,
Только небылица -
В этот вздор о луне
Верить не годится.
Это всё о луне-
Только небылица».
(«У меня на луне»)
Пусть будет небылица, луна, небо, авторская фантазия. Пусть
будет книга, которая в руках ребёнка задышит, заулыбается. Ведь на полке книги
просто тихо живут, а с нами они радуются, потому что мы их читаем!
Как говорила жена Осипа Мандельштама, Надежда Яковлевна:
«Ведь детям тоже надо привыкнуть к стишку, чтобы его
полюбить».
Давайте сделаем так, чтобы ученики привыкали к хорошей
поэзии и любили читать книги!
Уважаемые учителя начальных классов!
Возможно, у ваших учеников появятся проекты о жизни и творчестве поэта или стихи Осипа
Мандельштама мы услышим на конкурсе чтецов.
Будем этому очень рады!
В нашем информационно-библиографическом отделе есть книги:
1.Мандельштам, О.Э. Два трамвая: стихи для детей/О. Э. Мандельштам;
ил. К. Зейтунян-Белоус.- М.: ОГИ,2014.-63 с.: ил.
2.Мандельштам, О.Э. Два трамвая: стихи/О. Э. Мандельштам; ил.
А. Десницкой.-М.: Самокат, 2013.-56 с.: ил.
3.Мандельштам, О.Э. Сонные трамваи: стихи для детей/О. Э .Мандельштам;
подготовка текстов С.В. Василенко; рис. В. Павловой.- СПб.: Вита Нова, 2014.-72
с.: ил.
Татьяна Владимировна, спасибо за внимание к книгам О.Мандельштама. Очень редко стихи этого поэта становятся объектом изучения в начальных классах, тем интереснее попробовать педагогу включить детские стихи Осипа Эмильевича в круг чтения ребят.
ОтветитьУдалитьТем, кто заинтересовался книгами, о которых идет речь в посте, предлагаю обратиться к публикациям сайта Папмамбук. Там, в статье О.Бухиной "Детский Мандельштам в иллюстрациях" (http://www.papmambook.ru/articles/736/), идет разговор о том, как по-разному художники-иллюстраторы увидели поэтические образы. А в статье М. Яснова "Блещут струны жаром солнца..." (http://www.papmambook.ru/articles/736/) речь идет о детских стихах О.Мандельштама как об особом явлении в нашей поэзии. Возможно, эти статьи помогут учителю начать разговор о стихах Осипа Эмильевича Мандельштама.
Для меня Мандельштам - это открытие детской поэзии! Стихи у него очень яркие и запоминающиеся.
ОтветитьУдалить