2015 год - год Литературы
в России. Много мероприятий проведено, много новых книг и периодики прочитано и мы не перестанем читать в наступающем 2016 году. Представляю вашему
вниманию обзор профессиональных журналов, который был подготовлен для Школы
начинающего библиотекаря. В нашем информационно-библиографическом отделе более сорока
наименований журналов. Конечно, всё осветить в обзоре невозможно. Поэтому взяла
те статьи, которые «цепляют» с первой строки!
Обзор состоит из 5
разделов. К каждой статье дала небольшую аннотацию. Эти журналы и многие другие
вы можете взять у нас для работы.
1
раздел. Новое. Интересное. Почитаем?
Фёдоров,
А. В. Зачем изучать литературу? [Текст] / А. В. Фёдоров
//Литература в школе. - 2015. - №8. - С.
28-29.
"Для литературы в школе
сейчас непростое время. С одной стороны
правильные и важные слова о роли предмета, о колоссальных возможностях в
деле духовно-нравственного, патриотического воспитания школьников, с другой
стороны – сокращение часов на преподавание этого предмета. В конце концов так
ли важно, что читать? Важнее как читать! Отрабатывать универсальные учебные
действия можно на любом тексте, будь то Пушкин или Пелевин.
Но только нынешним
школьникам не так важно что читать и как читать, им важно знать зачем? Читая учебники, книги, журналы школьник
обязательно получит ответ на свой вопрос зачем?
Ответ возникнет не только в уме, но и в
сердце".
Стручаева,
Т. М., Стручаев, В. В. Подготовка учителя начальной школы к организации
внеурочной краеведческой работы [Текст] /Т. М. Стручаева, В. В. Стручаев //Начальная
школа. - 2015. - № 9. -С. 39 – 42.
Авторы пишут о том, что ведущим направлением в
формировании личности гражданина России, является духовно-нравственное
воспитание. Важную роль в формировании базовых национальных ценностей играют
уроки окружающего мира и внеурочная работа по изучению родного края, его
природы, истории, культуры. Значительное место занимает изучение истории родной
семьи, история школы, деятельность выпускников, встречи со знаменитыми земляками.
Эту статью можно рекомендовать учителям начальной школы для работы с
краеведческой литературой в организации внеурочной деятельности.
Дукач,
Е.М. Работа с информацией в справочной литературе [Текст] /Е.М.Дукач // Начальная школа. – 2015. - №8. -
С. 24 -26.
Библиотека - это дом
книги, который знакомит ребенка с обилием печатной продукции. Как в этом доме
не заблудиться? Как найти выход из ситуации? Что читать, чтобы не увязнуть в
количестве информации? Для этого необходимо формировать информационные вкусы, интересы,
потребности, приёмы работы с информацией. Прежде всего, это связано с
формированием и развитием читательских умений. В начальной школе необходимо
научить ребенка правильно формулировать информационный запрос, показать правила
поиска информации в книге: оглавление, содержание, справочно-библиографический
аппарат, словарь, ссылки и отсылки, аннотации.
Познакомить школьников
с библиотечными ориентирами: стеллажами с книгами, каталогами, указателями на
полках. И тогда ваша библиотека будет настоящим книжным домом для ученика, он не
потеряется в обилие информации!
Трикина,
Г. В. Кто поможет школьному
библиотекарю? О работе Городской Ассоциации школьных библиотекарей в г. Екатеринбурге
[Текст] / Г. В. Трикина // Школьная библиотека. Сегодня и завтра. - 2015. - №10.
– С. 9 – 14.
«Библиотекарь в школе
один, специфическая у него деятельность: в перемены самая работа, отбою нет от
читателей (это чистая правда – где-где, а в школьной библиотеке проблем с
читателями не наблюдается)». С этими словами Галины Владимировны соглашаюсь на
сто процентов, поскольку имею практику работы с читателями. Далее в статье
автор пишет о работе Ассоциации, о мероприятиях, которые были проведены, про общение библиотекарей на семинарах, курсах повышения квалификации. Статья актуальна,
своевременна и интересна.
2
раздел. Классика в наследство
Заяц,
С. М. Романтическая исключительность лирического «я» в поэзии Н. С. Гумилёва [Текст]
/С. М. Заяц //Литература в школе. - 2015. - № 10. - С. 13 - 16.
Автор прослеживает, как
развивался и совершенствовался поэтический дар Гумилёва от первого, до
последнего сборника стихотворений. Николай Степанович Гумилёв с первых строк
заявлял о своем подходе к миру:
Как смутно в небе диком
и беззвездном,
Растет туман… Но я
молчу и жду.
И верю, я любовь свою
найду,
Я конквистадор в
панцире железном.
Поэтика Гумилёва – это
поэтика грани, когда душа на лезвии ножа, когда мир души раскалывается надвое,
когда происходит переход на единственно верный и правильный берег. Трагична
судьба поэта, но познание лирики Гумилёва даёт возможность прикоснуться к
талантливым ноткам души замечательного автора. Данная статья будет интересна старшеклассникам и учителям литературы.
Новицкая,
М. Ю. Крым в историко-культурном содержании начального образования: вслед за
Пушкиным [Текст] /М. Ю. Новицкая // Начальная школа. - 2015. - № 10. - С. 8 – 13.
Статья автора посвящена
году Литературы и к 195-летию пребывания А.С.Пушкина в Крыму.
"Многие уроки и внеурочную
деятельность можно связать с темой А. С. Пушкин и Крым, виртуально повторяя
маршрут Пушкинского путешествия в начале сентября 1820 года, когда поэт покинул
Гурзуф и отправился верхом по южному берегу полуострова в Бахчисарай и
Симферополь. Одной из опорных точек Пушкинского маршрута могут стать страницы
учебника к уроку «В Ботаническом саду», где именно на примере Никитского
ботанического сада близ Ялты показано царство удивительных растений.
Достойно иллюстрировать
впечатления внимательного, зоркого путешественника Пушкина, которые отражены в
его письмах и произведениях, связанных в памяти о Крыме, его природе, древней
истории и жизни".
Волшебный край! Очей отрада!
Все живо там: холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приютная краса,
И струй и тополей прохлада...
Всё чувство путника манит,
Когда, в час утра безмятежный,
В горах, дорогою прибрежной,
Привычный конь его бежит,
И зеленеющая влага
Пред ним и блещет и шумит
Вокруг утесов Аю-дага...
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приютная краса,
И струй и тополей прохлада...
Всё чувство путника манит,
Когда, в час утра безмятежный,
В горах, дорогою прибрежной,
Привычный конь его бежит,
И зеленеющая влага
Пред ним и блещет и шумит
Вокруг утесов Аю-дага...
(Бахчисарайский фонтан)
3
раздел. Память в наших сердцах
Свининников,
В. М. Война, прошедшая через сердце: к 90-летию со дня рождения писателя Е. И. Носова
[Текст] / В. М. Свининников //Литература в школе. - 2015. - № 8. - С. 2 - 8.
В год 70-летия Великой
Победы мы вспоминаем не только героев, отстоявших свободу и независимость
нашего Отечества в смертельных боях, но и тех, кто пройдя жаркие сражения сумел рассказать о войне для нас, для потомков
- талантливо и в высшей степени справедливо.
К ним относится
писатель Евгений Николаевич Носов.
Ему исполнилось бы в
этом году 90 лет. Автор рассказывал в своих книгах о человеке на войне,
рассказывал философски правдиво, отточенно и сильно.
Юрий Бондарев говорил о
Носове:« Он один из самых талантливых наших стилистов современного русского
языка. Читать его – истинное наслаждение, незабываемое погружение в мир опыта и
чувств».
Забота,
любовь к ближним – они делали чудеса: беседа Альберта Лиханова с Даниилом
Граниным [Текст] /А. Лиханов, Д. Гранин //Уроки
литературы. - 2015. - № 11. - С.
1 - 4.
Одно дело, когда
художественная литература описывает боевые действия людей на войне. Другое –
когда документальные. Война – это всегда сражения, но война это еще и сражение
духа, причём очень часто человеческого духа с самим собой.
В беседе Альберта
Лиханова с Даниилом Граниным обсуждается тема блокадного Ленинграда. «Блокада –
очень многосложное явление. Сила духа людей способна победить голод. Люди,
которые во время блокады, отвлекались от мыслей о голоде, писали стихи,
дневники, читали книги, так вот, эти люди выживали гораздо чаще и оказывались
более стойкими перед физическим разрушением, чем те, которые заботились только
о добыче пропитания. Вот эта духовная пища, была действительно пищей»,-рассказывает
Даниил Гранин.
Кудряшева,
Л. А. «За ваше счастье пулей и стихом» [Текст] /Л. А. Кудряшева //Читаем,
учимся, играем. - 2015. - №11. - С. 25 – 29.
В журнале опубликована
разработка сценария литературного вечера, посвященного поэту - фронтовику
Эдуарду Аркадьевичу Асадову.
У каждого человека есть
своя страна детства. Этой страной у Асадова был наш город Свердловск. В данной
публикации приведены воспоминания поэта о детстве, о войне, о литературном
творчестве.
Сразу после окончания
школы Асадов отправился на фронт. Так делали почти все мальчишки, его
сверстники. Страшные годы войны, бои, наступления, передышки после обстрелов.
Бойцы отдыхали, писали письма домой. Эдуард Асадов сочинял стихи для мамы с
передовой. Лишь на минутку замолкали орудия, в руках солдата был карандаш.
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры -
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры -
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!
(«Письмо с фронта» в
сокращении)
В ночь с 3 на 4 мая
1944 года в боях за Севастополь Асадов получил тяжелейшее ранение осколком
снаряда в лицо. Теряя сознание, он довёл грузовой автомобиль с боеприпасами до
артиллерийской батареи. После продолжительного лечения в госпиталях врачи не
смогли сохранить ему глаза.
Асадов выжил, но
двадцатилетний парень стал слепым. Всю долгую жизнь чёрная повязка на глазах и
темнота… Но из-под пера рождались стихи, которые звучали на творческих вечерах,
публиковались в журналах. Умер Асадов в 2004 году, похоронен рядом с мамой в
Москве.
4
раздел. ИКТ в библиотеке
Квашнина,Е.С. Гуманитарные технологии против информационно-коммуникационных?
[Текст] /Е. С. Квашнина // Школьная
библиотека. Сегодня и завтра. - 2015. - №12. - С. 42 – 44.
Очень здорово
начинает свою статью Елена Сергеевна. На примере книги « Это книжка!» Лейна
Смита (издательство «Розовый жираф») мы видим, как читающая Мартышка
разговаривает с Ослом. Он не понимает, что у Мартышки в руках. А в руках у неё
– книга! Далее Елена Сергеевна пишет:
«Противостояние бумажных и электронных книг
для нас не ново. Межрегиональный сетевой проект «Книжный шкаф» поколения «Next», доказал обратное». В статье автор
рассказывает об итогах проекта, приводит примеры лучших читательских дневников
и говорит «как важен сегодня синтез гуманитарных и
информационно-коммуникационных технологий». Из статьи мы узнаём, что "чтение книг - привычное и любимое занятие", а "авторы читательских дневников - частые гости на различных праздниках книг".
Белан,
Е. А. Блог как отражение проектной работы с подростками
[Текст] /Е. А. Белан //Школьная
библиотека. Сегодня и завтра. – 2015. -№8. - С. 49 - 52.
Автор статьи делится
опытом работы с блогом в проектной деятельности школьников. Проектная
деятельность и блоговедение потянут за собой активную
библиотечно-библиографическую работу с читателями. В данной статье проект
посвящён теме войны. Почему автор и ученики взяли эту тему? А потому, что
«память - основа совести и
нравственности. Память – основа культуры. Хранить память, беречь память – это
наш нравственный долг перед самим собой и
перед потомками». Слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва очень точно подчеркивают
тематику блога, поскольку история, события прошлого не устаревают. Участники
проекта создавали авторские блоги, а весь собранный материал аккумулировался в
обобщающем блоге «Сохраним память!»
5
раздел. Праздники и поздравления
Михнян,
К. П. Как написать поздравление [Текст] /К. П. Михнян //Читаем, учимся, играем. -
2015. - №8. - С. 89 – 91.
В журнале представлена
творческая разработка Карины Павловны Михнян «Как написать поздравление».
Впереди праздники –
Новый год, Рождество и будет очень приятно получить открытку, созданную своими
руками. Автор рассказывает об основных правилах создания поздравления, говорит
о типичных ошибках, которые допускаются. Поздравительная открытка должна быть
адресной, яркой, красивой. Не скупитесь на слова комплименты. Чем больше
приятных слов будет, тем замечательнее станет настроение у адресата вашей
открытки.
Галдина,
Е. В., Лахман, М. С. Когда часы двенадцать бьют! [Текст] /Е. В. Галдина, М. С. Лахман
//Читаем, учимся, играем. - 2015. - №9. - С. 8 – 11.
Совсем немного осталось
до Нового года. Торопимся завершить незавершенное, успеть захватить важное и нужное. Авторы предлагают нашему вниманию прекрасную разработку
школьного новогоднего вечера «Когда часы двенадцать бьют!» Главные герои этого
праздника ученики, которые очень много узнают нового о празднике, о новогодних
традициях.
Пусть, как
раньше, замрет сердце:
Праздник - в наше детство дверца,
Когда не было забот.
На одну всего лишь ночку
Вновь - юны и веселы.
Вновь украсят нашу елку,
Разноцветные шары.
Вновь - мечта и вера в чудо,
Юность нашу вновь вернет
Самый лучший, самый мудрый,
Наш любимый Новый Год!
Автор стихотворения Буеракова Юлия
Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с наступающим Новым 2016 Годом!
Желаем творческого вдохновения, ярких встреч, замечательного настроения и здоровья!
Вас тоже с наступающими праздниками! Удачи, счастья, хорошего настроения и успехов в работе!
ОтветитьУдалитьОльга Юрьевна, спасибо за поздравления! Вам успехов в делах и удачи!
УдалитьСпасибо за подборку статей.
ОтветитьУдалитьДорогие друзья! Российский детский фонд хотел бы войти с Вами в контакт:a.a.likhanov@yandex.ru
ОтветитьУдалитьУважаемый Дмитрий! Мы отправили вам письмо.
ОтветитьУдалитьПоздравляем Российский детский фонд с наступающим Новым Годом!