понедельник, 25 февраля 2019 г.

Из позиции слушателя в позицию читателя. Как возжечь в ребенке огонь чтения

Проблема детей, которые не хотят и не умеют читать, — это одна из самых острых проблем, которая стоит перед сегодняшним образованием. Множественность виртуальных миров, обилие находящихся в «кликовой доступности» аудио- и видеотекстов практически сводит на нет классические мотиваторы чтения, которые более или менее успешно работали во времена, когда чтение являлось едва ли не единственным способом приоткрыть дверцу в разнообразие художественных и информационных культурных миров.

Великая тайна и великий ресурс чтения заключается именно в том, что оно дает абсолютную прививку от зомбирования знаниями.

Но можно ли без чтения?

Может ли чтение быть заменено чем-либо другим?
Что такое чтение?
Прежде всего чтение, о котором мы говорим, — это нечто существенно большее, нежели «инструмент передачи знаний». Если бы смысл чтения сводился к тому, чтобы с его помощью приобретать какие-то знания, тогда мы могли бы позволить себе с легким сердцем распрощаться с самой читательской культурой как неким анахронизмом. Ну зачем, и вправду, нужно мучить себя трудной работой чтения, ежели ту или иную информацию можно гораздо более легким образом поглощать с помощью все более и более совершенных аудио- и видеоисточников?
Чтение — это всегда процесс создания своего собственного знания в момент усилия по преодолению преграды текста. Чтение — это процесс авторской реконструкции того, что скрывается за рядом значков, которые чисто визуально не несут в себе ровным счетом ничего, но каким-то хитрым образом удерживают и хранят в себе бесчисленные вселенные иных сознаний. Великая тайна и великий ресурс чтения заключаются в том, что оно дает абсолютную прививку от зомбирования знаниями.
В сущности говоря, умение читать (а вовсе не умение получать информацию, не умение «получать знания»!) — это главное, по поводу чего в принципе возникает институт школы в человеческой культуре. Главное, чем отличается человек образованный от человека необразованного. Первобытный человек или средневековый крестьянин обладали гигантскими объемами информации. Гигантскими объемами знаний, которые они получали в процессе своего жизненного опыта и живого взаимодействия с теми или иными живыми носителями знаний и носителями опыта. Но они были глубоко необразованными людьми ровно потому, что они не были «людьми книги», они не обладали умением читать — то есть умением извлекать знание, упакованное в текстовый формат.
Искусство чтения — это искусство встречи с иным миром через собственную дешифровку текста. Автор не общается с читателем напрямую. Автор общается с читателем посредством текста. При этом наличие текста, разделяющего автора и читателя, предполагает наличие (и развитие) двух искусств: искусства писать и искусства читать. Это два сложнейших искусства, которые являются важнейшим драйвером развития человеческой культуры в ее цивилизационный период.
Умение читать — это вовсе не очевидное и банальное умение. Не разобравшись в том, что есть умение читать, можем ли мы научить читать ребенка? Не является ли одной из причин происходящего на наших глазах глобального кризиса культуры читательства то, что сама школа сегодня не слишком хорошо понимает, что есть чтение? Не понимает, зачем оно нужно и что нужно делать, чтобы умение читать не превратилось в бесполезный и архаический навык. Не превратилось в абсолютный анахронизм в эпоху интенсивного развития различного рода аудиальных и визуальных носителей информации.
Что же зажигает в человеке удивительную страсть к чтению?
Что можно и нужно сделать в дошкольном и школьном образовательном процессе, чтобы страсть к чтению книг могла победить самые разнообразные виртуальные искушения современного мира?

Не бойся сказки, бойся лжи. Способность воображения

Первое условие, которое позволяет возжечь в ребенке огонь всевозрастающего чтения, — это сформированность у него способности воображать. Способности наполнять читаемый текст образами, картинками своего воображения.
Дети, которые любят читать и активно читают, — это дети, которые умеют воображать. Они не просто складывают буквы в слова. Они постоянно создают поток некоего «внутреннего кино», сопровождающего читаемый текст.
Но что значит — «научить воображать»? Казалось бы, воображение, то есть создание потока своих собственных визуальных образов, — это совершенно естественный процесс. Совершенно естественная деятельность любого ребенка. Однако в нынешнем мире, когда ребенку все более настойчиво подсовываются готовые визуальные образы, у него возникает намного больше трудностей в формировании мускулатуры собственного воображения. Поэтому важнейшая задача при подготовке к чтению должна заключаться не в том, чтобы привлечь детское внимание к книге с картинками, а в том, чтобы научить его этой удивительной игре воображения по созданию собственных картинок. Научить ребенка быть волшебником, который может представить живую картинку любого читаемого текста, когда степень подробности этой картинки будет зависеть только от силы вообразительного волшебства.
Творя свои визуальные миры, ребенок словно становится соавтором разворачивающейся сказки. Это закладывает фундамент его читательской позиции. Он научается, слушая сказку, творить свою, параллельную реальность. Очень важно, что его вообразительная реальность уникальна, не похожа на реальность других детей.
В развитии этой способности вообразительного сотворчества с книгой залог успешного перехода из позиции «слушателя» в позицию «читателя». Ребенок начинает читать сам — затем, чтобы снова и снова совершать эту удивительную работу вообразительного волшебства. Чем больше в ребенке развито волшебство воображения, тем больше шансов, что он сможет превратиться в страстного читателя книг.

Игры с текстом. Способность свободного путешествия

Вторая важнейшая способность, которую следовало бы формировать в ребенке, если мы хотим, чтобы в нем возникла жажда чтения, — это способность быть хозяином читаемого текста.
Человек, который любит и по-настоящему умеет читать, никогда не является «рабом» книги, которую он читает. Его движение по книге бывает зачастую весьма прихотливым. Он вовсе не читает книгу строчка за строчкой, от начала до конца. Он может читать совершенно фрагментарно, перескакивая с одного места на другое. Он волен менять темп и скорость чтения, останавливаясь на фрагментах, которые вызвали в нем поток образов или чувств, легко пропуская абзацы, которые никак в нем не отзываются. Одним словом, он является полновластным хозяином своего чтения и абсолютно свободен в своем путешествии по книге. По сути дела, «человек читающий» играет с текстом, экспериментирует с текстом и при этом не чувствует за своим плечом надзирающего ока взрослого, который контролирует его процесс чтения. А ведь стоит ввести внешний контроль над скоростью или порядком чтения, как исчезнет важнейшая составляющая увлеченного чтения — способность играть с текстом. Способность экспериментировать с текстом, способность быть хозяином своей читательской траектории. Настаивая на линейности и последовательности чтения книг, мы искусственно лишаем ребенка одного из важнейших мотиваторов увлеченного чтения, когда чтение является пространством свободного волеизъявления. Когда я и только я отвечаю за траекторию своего движения в книге или в некоем множестве одновременно читаемых книг.
Дети испытывают необыкновенную радость, когда обнаруживают, что вовсе не надо читать текст строчка за строчкой и абзац за абзацем. Читать можно в любом направлении, в любой последовательности, и это может быть невероятно интересно. Может невероятно стимулировать. Книга в первую очередь превращается в площадку для разнообразнейших игр. Это то, что в конечном счете возбуждает в ребенке острое желание «просто прочитать» книгу — от начала до конца.

Поверь глазам своим. Способность читать и понимать

Третья важнейшая способность, которую мы должны научиться возделывать в ребенке, если мы хотим возжечь в нем огонь читателя, — это способность слышать и понимать. Не просто проявлять свою субъектность в процессе творения своих образов или выстраивания произвольной траектории путешествия по читаемому тексту, а быть адекватным читаемому тексту. Уметь расшифровывать его внутреннюю логику и смысл. Несформированность умения понимать является одним из главных тормозов в формировании читательской активности ребенка.
На первый взгляд как раз этой частью задачи современные методики обучения чтению активно занимаются. Ребенка обязательно спрашивают, как он понимает читаемое и что именно он из этого понимает. Однако именно этот вопрос зачастую ставит ребенка в тупик. Когда он прочитал что-то, а его спрашивают: «И что ты понял?», это, скорее, подавляет его желание читать. Это происходит от того, что за вопросом, как правило, скрывается предположение: ребенок должен извлечь из книги понимание, которое заранее известно взрослому.
Огромная беда современной российской школы заключается в том, что она торопится навязать ребенку понимание того, что стоит за текстом. Торопится дать готовые ключи к дешифровке текстов — тогда, когда у детей не сформирована сама потребность в этой дешифровке и они не понимают смысла этой дешифровки. Если же у ребенка сформировано то, что мы называем «чувством смысла» и «понимательной интуицией», он легко переходит к собственным аналитическим процедурам уже в более старшем возрасте.

Человек читающий. Способность чувствовать язык и стиль текста

Четвертая способность, которую нужно возделывать в ребенке, если мы хотим, чтобы он состоялся как читатель, — это способность получать наслаждение от языка. Ребенок, который читает понастоящему, это ребенок, который умеет проживать книгу как особое художественное пространство. Ему знакомо искусство эстетического наслаждения. И это искусство так же может формироваться уже на самых ранних ступенях становления читателя. В наших экспериментах было показано, что для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста игра по распознанию авторского стиля и авторского языка может быть чрезвычайно интересной. Это еще одна игра с текстом, которая помогает стимулировать внутреннего читателя. Оказывается, книга — это не просто рассказ о чем-то. Это рассказ, написанный тем или иным образом, с помощью того или иного языка. Невероятно увлекательно, когда сюжет повествования не меняется ни на йоту, а язык и художественный стиль, с помощью которого ведется рассказ, меняется радикальным образом.
Только в том случае, если у ребенка оказалось сформировано чувство языка и чувство эстетики художественного текста, он будет готов получать удовольствие от все новых и новых художественных открытий. Будет готов встретиться с новыми и не привычными художественными мирами. Будет готов к диалогу с актуальным литературным процессом, что также является важнейшим критерием «человека читающего». Человек читающий — это человек, который не тратит свое драгоценное время на чтение книжной макулатуры, но зато открыт к встрече с новыми художественными мирами.

Страстный читатель. Способность рыться в книгах и создавать свою библиотеку

Ну и, наконец, пятая способность, без которой не состоится настоящий читатель и не возникнет настоящий полноценный читательский азарт, — способность создавать и постоянно переупорядочивать свою библиотеку по тем или иным придумываемым основаниям. Любой человек, который читает по-настоящему увлеченно, обожает «рыться в книгах», фильтровать книжный поток по каким-то своим персональным параметрам, а значит, формировать и переформатировать свою личную библиотеку.
Играя в упорядочивание и переупорядочивание книг и создавая библиодрайвинговые квесты, ребенок всматривается и вслушивается в книги. Открывает в них стороны, на которые он раньше не обращал внимания. И это, наряду с иными, описанными выше факторами, создает настолько сильную мотивацию к последующему чтению, что даже планшетные компьютерные игры способны уйти в тень.

Источник:https://director.rosuchebnik.ru/article/iz-pozitsii-slushatelya-v-pozitsiyu-chitatelya-kak-vozzhech-v-rebenke-ogon-chteniya/

Комментариев нет:

Отправить комментарий