среда, 13 мая 2020 г.

Навыки педагога XXI века. Мышление роста: трудности, как инструмент самообразования

Мышление роста ― неизведанная территория во многих образовательных учреждениях, но понимание этой концепции и ее эффективное применение в классе способно повысить как результат обучения учащихся, так и профессиональный рост педагогов. 
На что сейчас направлена современная педагогика? Нет, не просто на получение высокого балла по ЕГЭ. Мы должны помочь учащимся понять ценность усилий, обучить настойчивости, мотивировать на развитие своих талантов и способностей. 
И раз вы учите своих учеников постоянно совершенствоваться, расти, учиться и меняться, так и вы должны быть постоянно развивающимся педагогом. 

Что такое мышление роста?

Психолог Стэнфордского университета Кэрол Дуэк выделяет два типа мышления:
1. Фиксированное. Люди с фиксированным мышлением считают, что их интеллектуальные способности и так называемый «талант» ― это врожденные черты, которые нельзя развить. Ученики с таким мышлением думают: «Я просто не могу изучать математику, это не мое». Такие дети расстраиваются из-за ошибок, быстрее сдаются при решении сложных задач, сопротивляются обучению и попыткам совершенствования.
2. Мышление роста. Люди с таким типом мышления верят, что их способности могут стать еще лучше, если приложить усилия, быть настойчивым и много практиковаться. Такие ученики говорят: «Алгебра сложный предмет, но если я продолжу пытаться, у меня получится». Для людей с мышлением роста ошибка ― это не препятствие, а инструмент преодоления трудностей, еще один способ учиться.  

Почему это важно для учеников?

Выводы психолога Дуэка говорят о том, что ученики, обладающие мышлением роста, учатся больше, быстрее и более тщательно изучают материал. 
Исследования показывают, что учащиеся с ростом мышления:
  • более мотивированы и вовлечены в процесс даже при работе над сложными задачами; 
  • анализируют свою работу, пересматривают, стараются найти лучшее решение;
  • повышают успеваемость по всем дисциплинам;
  • верят, что их способности со времен будут только улучшаться. если их развивать; 
  • с большой вероятностью их успехи в обучении продолжатся с поступлением в вуз, а потом пригодятся в карьере.

Почему мышление роста необходимо педагогам?

Развитие роста мышления, как мы уже говорили, полезно не только для учащихся, но и для всех, кто работает в сфере образования. Педагогам это поможет многого добиться в профессиональном развитии. 
Многие утверждают, что эта концепция ― ключ к высокому КПД педагога. Ведь для увеличения КПД следует использовать те же установки, что и для роста мышления: упорно трудиться, сосредоточиться на лучшем результате, воспринимать ошибки как шанс научиться и стать лучше. Если работники образования используют такие подходы, у них гораздо больше шансов профессионально вырасти. Нельзя видеть в профессиональном обучении препятствие, которого нужно бояться и избегать.
Принципы педагога с мышлением роста:
  • Он берет на себя ответственность за улучшение своей практики.
  • Неудачи для него ― это возможность учиться и развивать свои навыки.
  • Он активно ищет возможности для обучения.
  • У него позитивные и большие ожидания от своих учеников.
  • Он использует язык мышления роста при обучении и в повседневной жизни.
  • Не боится попросить помощи у более опытного коллеги для решения вопросов.
Если учитель имеет фиксированное мышление и считает, что не может развивать свои собственные способности, ― это плохо сказывается на процессе обучения и профессиональном развитии. 
Обладая мышлением роста, вы постоянно будете стремиться улучшить свои педагогические навыки. Вы будете понимать, что, независимо от того, насколько вы компетентны, эти навыки должны развиваться с течением времени. Всегда задавайте себе вопрос: как я могу прокачать умения еще больше? 

6 способов развить мышление роста для педагога

1. Смело принимайте вызовы. На очередном педсовете вам поручили сложное задание, которое поставило вас в ступор? Не паникуйте, остановитесь и переосмыслите ситуацию в уме. Рассматривайте этот вызов как «возможность». Каждое новая трудная задача ― это новый опыт, который является своего рода «приключением». 
Обдумайте, какие тактики вы можете применить для решения задачи. Помните, страх ― нормальное чувство. Вы все равно двигаетесь вперед, потому что это интересный и новый опыт. Придерживаясь такого подхода в работе при решении любых задач, вы сможете обнаружить способности, о которых даже не подозревали.
2. Больше новшеств и экспериментов. Мы ведь все желаем для своих учеников самого лучшего и хотим, чтобы они добились успеха в стремительно развивающемся мире. Для этого необходимо изучать новые технологии, а возможно, и самим их создавать. Так почему это нельзя применять к педагогам? Согласитесь, идеального метода обучения не существует, поэтому вы должны изучать и внедрять различные методики, стараться идти в ногу со временем, чтобы понять интересы учащихся и обеспечить им комфортную и интересную образовательную среду. Будьте открыты для новшеств!
3. Развивайте чувство цели. У вас имеется определенная цель? Чтобы не меньше 80% класса сдало экзамены на высокий балл, чтобы за месяц освоить новую педагогическую технологию… Если да, то определите, что именно включает в себя эта цель. Размышляйте над целью, пропишите шаги к ее достижению ― все это поможет выстроить мышление роста. 
4. Задавайте вопросы. Наверняка вы замечали, как много вопросов за день задают маленькие дети? С возрастом уровень любопытства спадает и дети приходят к убеждению, что нужно задавать вопросы, только если они чего-то не понимают.
Взгляните на школьные/классные проблемы и идеи через объектив исследования. Представьте, насколько глубже вы можете погрузиться в процесс обучения вместе с детьми и насколько креативнее станут ваши идеи. Спрашивайте детей, что им интересно, в каких форматах. Интересуйтесь у более опытных коллег, какие методики лучше использовать, как правильно подобрать подход. Чем больше мы спрашиваем, тем больше мы учимся и растем.
5. Саморефлексия. Чтобы продолжать расти и совершенствоваться, мы должны постоянно уделять время оценке и анализу нашей работы. Вы скажете: профессия учителя предполагает высокую нагруженность ― как же найти время на себя? Решение: включить рефлексию в профессиональное развитие и сделать ее неотъемлемой частью вашей жизни, как чистку зубов по утрам.
6. Всегда стремитесь к развитию. Неважно, сколько вам лет и какой педагогический стаж, никогда не прекращайте развиваться и учиться. Лучшие педагоги постоянно ищут новые идеи, новые методы и новые способы обучения, чтобы дать лучшее своим ученикам. Да, можно брать наработки из интернета, их там полно, но так же, как вы поощряете учеников к самостоятельной работе, вы должны сами постоянно учиться.  

Как помочь развить мышление роста ученикам

Развитие мышления роста будет проходить эффективнее, если оно основано на более скрытном подходе. Помочь повысить мышление роста помогут следующие практики:
1. Используйте нужные слова в общении с учениками. Всегда говорите, что они могут решить сложную задачу, если приложат достаточно усилий.
2. Учитесь хвалить правильно. Не восхваляйте интеллектуальные способности, это лишь вредит работе детей. Хвалите усердие и настойчивость, благодаря которым они обязательно добьются необходимого результата. 
3. Установите высокие стандарты. Бросьте вызов учащимся с самого начала. Ведь мы помогаем им не сдаваться перед лицом трудностей.
4. Позвольте ученикам учиться на ошибках и развивать настойчивость. Не стоит остро реагировать на их ошибки, ведь обучение - это процесс, а неудача - естественная часть этого процесса.
5. Давайте обратную связь, указав учащимся, чтобы они использовали правильные стратегии обучения по конкретному предмету, а затем дайте им время принять меры по этой конкретной обратной связи.
Учитесь, развивайтесь, преодолевайте трудности вместе со своими учениками. Мышление роста должно воплощаться в повседневных педагогических практиках. Дайте детям понимание того, что, по вашему мнению, они все могут знать ваш предмет на высоком уровне. Сотрудничайте с классом, давайте им обратную связь! Помогите детям получать удовольствие от трудностей, ведь они дают возможность для развития их способностей. И, главное, сами придерживайтесь этой концепции.
Хотите узнать больше о навыках XXI века для современных педагогов? Самое время посмотреть бесплатный вебинар «Навыки 21 века: коммуникация, критическое мышление, креативность и кооперация. Принципы и технологии развития». После вебинара оформите свидетельство и пакет участника вебинара.
Нужно больше инструментов для развития мышления для детей разных возрастов? На вебинаре «Лестница интеллекта: инструменты для прокачки мышления на разных возрастных этапах» вы узнаете об особенностях мыслительных процессов детей. Становитесь лучше вместе с ДИСО!

Алина Дийская
Автор статей

Комментариев нет:

Отправить комментарий