![](https://api.diso.ru/articles/41/files/4.jpg?width=530)
На что сейчас направлена современная педагогика? Нет, не просто на получение высокого балла по ЕГЭ. Мы должны помочь учащимся понять ценность усилий, обучить настойчивости, мотивировать на развитие своих талантов и способностей.
Что такое мышление роста?
Психолог Стэнфордского университета Кэрол Дуэк выделяет два типа мышления:
1. Фиксированное. Люди с фиксированным мышлением считают, что их интеллектуальные способности и так называемый «талант» ― это врожденные черты, которые нельзя развить. Ученики с таким мышлением думают: «Я просто не могу изучать математику, это не мое». Такие дети расстраиваются из-за ошибок, быстрее сдаются при решении сложных задач, сопротивляются обучению и попыткам совершенствования.
2. Мышление роста. Люди с таким типом мышления верят, что их способности могут стать еще лучше, если приложить усилия, быть настойчивым и много практиковаться. Такие ученики говорят: «Алгебра сложный предмет, но если я продолжу пытаться, у меня получится». Для людей с мышлением роста ошибка ― это не препятствие, а инструмент преодоления трудностей, еще один способ учиться.
![](https://api.diso.ru/articles/41/files/2.jpg?width=530)
Почему это важно для учеников?
Выводы психолога Дуэка говорят о том, что ученики, обладающие мышлением роста, учатся больше, быстрее и более тщательно изучают материал.
Исследования показывают, что учащиеся с ростом мышления:
- более мотивированы и вовлечены в процесс даже при работе над сложными задачами;
- анализируют свою работу, пересматривают, стараются найти лучшее решение;
- повышают успеваемость по всем дисциплинам;
- верят, что их способности со времен будут только улучшаться. если их развивать;
- с большой вероятностью их успехи в обучении продолжатся с поступлением в вуз, а потом пригодятся в карьере.
![](https://api.diso.ru/articles/41/files/28499.jpg?width=530)
Почему мышление роста необходимо педагогам?
Развитие роста мышления, как мы уже говорили, полезно не только для учащихся, но и для всех, кто работает в сфере образования. Педагогам это поможет многого добиться в профессиональном развитии.
Многие утверждают, что эта концепция ― ключ к высокому КПД педагога. Ведь для увеличения КПД следует использовать те же установки, что и для роста мышления: упорно трудиться, сосредоточиться на лучшем результате, воспринимать ошибки как шанс научиться и стать лучше. Если работники образования используют такие подходы, у них гораздо больше шансов профессионально вырасти. Нельзя видеть в профессиональном обучении препятствие, которого нужно бояться и избегать.
Принципы педагога с мышлением роста:
- Он берет на себя ответственность за улучшение своей практики.
- Неудачи для него ― это возможность учиться и развивать свои навыки.
- Он активно ищет возможности для обучения.
- У него позитивные и большие ожидания от своих учеников.
- Он использует язык мышления роста при обучении и в повседневной жизни.
- Не боится попросить помощи у более опытного коллеги для решения вопросов.
Если учитель имеет фиксированное мышление и считает, что не может развивать свои собственные способности, ― это плохо сказывается на процессе обучения и профессиональном развитии.
Обладая мышлением роста, вы постоянно будете стремиться улучшить свои педагогические навыки. Вы будете понимать, что, независимо от того, насколько вы компетентны, эти навыки должны развиваться с течением времени. Всегда задавайте себе вопрос: как я могу прокачать умения еще больше?
![](https://api.diso.ru/articles/41/files/3.jpg?width=530)
6 способов развить мышление роста для педагога
1. Смело принимайте вызовы. На очередном педсовете вам поручили сложное задание, которое поставило вас в ступор? Не паникуйте, остановитесь и переосмыслите ситуацию в уме. Рассматривайте этот вызов как «возможность». Каждое новая трудная задача ― это новый опыт, который является своего рода «приключением».
Обдумайте, какие тактики вы можете применить для решения задачи. Помните, страх ― нормальное чувство. Вы все равно двигаетесь вперед, потому что это интересный и новый опыт. Придерживаясь такого подхода в работе при решении любых задач, вы сможете обнаружить способности, о которых даже не подозревали.
2. Больше новшеств и экспериментов. Мы ведь все желаем для своих учеников самого лучшего и хотим, чтобы они добились успеха в стремительно развивающемся мире. Для этого необходимо изучать новые технологии, а возможно, и самим их создавать. Так почему это нельзя применять к педагогам? Согласитесь, идеального метода обучения не существует, поэтому вы должны изучать и внедрять различные методики, стараться идти в ногу со временем, чтобы понять интересы учащихся и обеспечить им комфортную и интересную образовательную среду. Будьте открыты для новшеств!
3. Развивайте чувство цели. У вас имеется определенная цель? Чтобы не меньше 80% класса сдало экзамены на высокий балл, чтобы за месяц освоить новую педагогическую технологию… Если да, то определите, что именно включает в себя эта цель. Размышляйте над целью, пропишите шаги к ее достижению ― все это поможет выстроить мышление роста.
4. Задавайте вопросы. Наверняка вы замечали, как много вопросов за день задают маленькие дети? С возрастом уровень любопытства спадает и дети приходят к убеждению, что нужно задавать вопросы, только если они чего-то не понимают.
Взгляните на школьные/классные проблемы и идеи через объектив исследования. Представьте, насколько глубже вы можете погрузиться в процесс обучения вместе с детьми и насколько креативнее станут ваши идеи. Спрашивайте детей, что им интересно, в каких форматах. Интересуйтесь у более опытных коллег, какие методики лучше использовать, как правильно подобрать подход. Чем больше мы спрашиваем, тем больше мы учимся и растем.
5. Саморефлексия. Чтобы продолжать расти и совершенствоваться, мы должны постоянно уделять время оценке и анализу нашей работы. Вы скажете: профессия учителя предполагает высокую нагруженность ― как же найти время на себя? Решение: включить рефлексию в профессиональное развитие и сделать ее неотъемлемой частью вашей жизни, как чистку зубов по утрам.
6. Всегда стремитесь к развитию. Неважно, сколько вам лет и какой педагогический стаж, никогда не прекращайте развиваться и учиться. Лучшие педагоги постоянно ищут новые идеи, новые методы и новые способы обучения, чтобы дать лучшее своим ученикам. Да, можно брать наработки из интернета, их там полно, но так же, как вы поощряете учеников к самостоятельной работе, вы должны сами постоянно учиться.
![](https://api.diso.ru/articles/41/files/blue-and-white-abstract-lines-independence-day-instagram-post.jpg?width=530)
Как помочь развить мышление роста ученикам
Развитие мышления роста будет проходить эффективнее, если оно основано на более скрытном подходе. Помочь повысить мышление роста помогут следующие практики:
1. Используйте нужные слова в общении с учениками. Всегда говорите, что они могут решить сложную задачу, если приложат достаточно усилий.
2. Учитесь хвалить правильно. Не восхваляйте интеллектуальные способности, это лишь вредит работе детей. Хвалите усердие и настойчивость, благодаря которым они обязательно добьются необходимого результата.
3. Установите высокие стандарты. Бросьте вызов учащимся с самого начала. Ведь мы помогаем им не сдаваться перед лицом трудностей.
4. Позвольте ученикам учиться на ошибках и развивать настойчивость. Не стоит остро реагировать на их ошибки, ведь обучение - это процесс, а неудача - естественная часть этого процесса.
5. Давайте обратную связь, указав учащимся, чтобы они использовали правильные стратегии обучения по конкретному предмету, а затем дайте им время принять меры по этой конкретной обратной связи.
Учитесь, развивайтесь, преодолевайте трудности вместе со своими учениками. Мышление роста должно воплощаться в повседневных педагогических практиках. Дайте детям понимание того, что, по вашему мнению, они все могут знать ваш предмет на высоком уровне. Сотрудничайте с классом, давайте им обратную связь! Помогите детям получать удовольствие от трудностей, ведь они дают возможность для развития их способностей. И, главное, сами придерживайтесь этой концепции.
Хотите узнать больше о навыках XXI века для современных педагогов? Самое время посмотреть бесплатный вебинар «Навыки 21 века: коммуникация, критическое мышление, креативность и кооперация. Принципы и технологии развития». После вебинара оформите свидетельство и пакет участника вебинара.
Нужно больше инструментов для развития мышления для детей разных возрастов? На вебинаре «Лестница интеллекта: инструменты для прокачки мышления на разных возрастных этапах» вы узнаете об особенностях мыслительных процессов детей. Становитесь лучше вместе с ДИСО!
Автор статей
Комментариев нет:
Отправить комментарий