пятница, 15 мая 2015 г.

Как растопить наши заледеневшие сердца?

Акция "Читаем детям о войне" в этом году проводилась во многих школах Екатеринбурга. Некоторые коллеги поделились с нами своими впечатлениями о прошедшей акции при помощи сайтов, блогов. Например, о том, как читали книги о войне в школе №105, в библиотечном блоге рассказала Аверкиева Светлана Ивановна. Сегодня мы публикуем отзыв об акции руководителя Городской Ассоциации учителей русского языка и литературы Коптяевой Татьяны Евгеньевны.

6-7 мая 2015 года в нашей школе  второй год подряд проходила Международная  Акция «Читаем детям о войне».  В ней приняли участие 96 учащихся 6 «А» и «В», 8 «Б» и «В» классов.
  Хотя в этом году мы празднуем значимую  юбилейную дату со дня окончания Великой Отечественной войны, мне хотелось, чтобы героем нашего с ребятами разговора стал не обобщенный образ народа-победителя, не образ страны или ее доблестной армии. А образ ребенка, подростка с непростой судьбой, с только что начавшейся жизнью, в которую внезапно ворвалась непрошеная и беспощадная война. И пронзительный документальный фильм «Блокадный дневник», созданный на основе подлинного дневника Олега Игнатьева в МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» старшим методистом Механиковой Натальей Николаевной, и трогательный рассказ А. Пантелеева «Маринка» о детях, переживших войну и оставшихся в живых, помогли построить разговор с учениками.


После прочтения рассказа и просмотра фильма ребятам была предложена небольшая письменная работа, в которой они поделились своими эмоциями, чувствами, впечатлениями, мыслями.


 Что объединяет героев фильма и прочитанного вслух рассказа?

Размышляя над рассказом и фильмом, ребята в своих отзывах отметили, что героев объединяет время –Великая Отечественная война, место событий – блокадный Ленинград (1941-1942 годы),  что оба героя – дети, живущие во время войны (Олегу в фильме тринадцать лет, а Маринке-героине рассказа- всего шесть). «Для своих лет они были очень взрослыми в душе. Война, голод, холод, выпавшие на их жизнь испытания заставили их быстро повзрослеть… Дети были сильны духом, отважно воспринимали все трудности, выпавшие на их детскую долю» (Маннанова Кристина 8 «Б» класс). В страшные дни блокады  они «переживали не только за себя, но и за своих близких и родных» (Лякина Настя, 6 «В» класс), «оба были на грани жизни и смерти» (Давлетьянова Анастасия, 8 «Б» класс), каждый из них на деле «узнал цену жизни» (Роганова Алла, 6 «А» класс).  В отличие от взрослых, ребята  «продолжали жить и верить в то, что они выживут, что их спасут, что обязательно будет победа» (Маннанова Кристина, 8 «Б» класс). И фильм, и рассказ «заканчиваются хорошо… И Маринка, и Олег выживают после блокады, правда, забыть пережитые события не смогут никогда» (Овчинников Артем, 8 «Б» класс).

Что потрясло (удивило, поразило…) в рассказе А. Пантелеева и 
в фильме «Блокадный дневник»?

«Поражает вся картина блокады: как делали хлеб, добавляя к пяти процентам муки опилки, бумагу и тряпье, что съедали животных, что население города ежедневно вымирало, как выглядели жители города: голодные, больные, в ужасном физическом и психическом состоянии…» (Овчинников Артем, 8 «Б» класс)

 «Герои рассказа и фильма жили не так, как мы. У них кусочек хлебушка был завтраком, обедом и ужином, стакан крупы они делили на 4-5 дней, в один день могло погибнуть от голода, холода и бомбежек до 15 тысяч человек… И все-таки у них была большая надежда, они верили, что все закончится хорошо…» (Собянина Настя, 6 «В»)

 «Меня удивила сила воли, которая была у Олега и Маринки. Они хотели жить, отчаянно верили в победу… Жизнь их во время блокады была тяжела и невыносима, но они боролись за нее изо всех сил…» (Роганова Алла, 6 «А» класс)

«Больше всего в фильме меня удивило, как мальчик, мой ровесник, описывает почти каждый день из своей непростой жизни…Несмотря на блокаду, люди жили обычной жизнью, ездил транспорт, жители ходили на работу…» (Домрачев Павел, 6 «А» класс).

«Меня поразила дружность людей во время блокады. И в рассказе, и в фильме говорилось, что люди помогали друг другу» (Свистунов Григорий, 6 «А» класс)

«Этот фильм не только о войне и ее последствиях, но и о непреодолимом стремлении главного героя подробно рассказать о том, что происходило, чтобы потом, в будущем, люди могли понять, каково это - жить во время войны, во время блокады…» (Бужин Евгений, 8 «В» класс»)

«Фильм был очень трогательный. Мне было жалко Олега и тех, о ком он писал свой дневник. И когда я слушала рассказ мальчика и видела документальные  кадры блокады, мне хотелось плакать…» (Лякина Настя, 6 «В» класс)

«Рассказ «Маринка» А. Пантелеева удивляет стойкостью духа людей, особенно маленькой девочки, которая, даже обессилевшая и больная, готова была бороться за свою жизнь» (Рогожина Татьяна, 8 «В» класс).

«В рассказе я был удивлен тому, как война повлияла на характер Маринки. Сначала она была упрямой  и застенчивой девчонкой, но с наступлением войны ее характер сильно изменился, стал более жестким и суровым. После голода и болезни девочка снова научилась радоваться жизни, хотя след войны в ее душе остался навсегда» (Антропов Дмитрий, 6 «А» класс)

Что же такое «война» в восприятии ребят? 

«В моем понимании война – это страшное и чудовищное событие. Это смерть, голод, разбомбленные города…На войне больше всего страдают дети, потому что они беспомощны и беззащитны…»(Домрачев Павел, 6 «А» класс).

«…Самым страшным является то, что больше всего во время войны мучатся дети. Многие из них до начала войны не знали, что такое постоянный голод и смерть, что они могут остаться без родителей, без братьев и сестер. Детей, еще совсем недавно игравших с друзьями и веселящихся с улыбкой до ушей, было невозможно узнать. Измученные голодом и холодом, они потеряли всякую возможность  радоваться. От детства остались лишь одни воспоминания» (Карамян Борис, 8 «В» класс).

«Война, в моем понимании, это что-то холодное, неведомое тому, кто не был на ней…Пропитанный огнем, потом и кровью воздух. Страшное оружие, которое создано только для того, чтобы убивать…» (Глазунова Анна, 6 «А»)

«Война- это безжалостное, жестокое время, когда убивают людей, взрослых и маленьких…Это боль, смерть, слезы родных…» (Полуянцева Екатерина, 6 «А» класс)

«Для меня война –самое страшное в жизни, ведь она забирает миллионы человеческих жизней…» (Безгодова Екатерина , 6 «А» класс)

«Война – это то, что изменяет человека: делает его эгоистичным, жестоким или сострадательным и сплоченным с другими» » (Свистунов Григорий, 6 «А» класс)

Какие чувства, эмоции, впечатления вызвали эти произведения? О чем они побуждают нас задуматься сегодня?

«Фильм и рассказ произвели на меня большое впечатление. Благодаря им я поняла, как жили люди, особенно дети, в блокадном Ленинграде и насколько жестокой может  быть война …» (Коронова Анна, 8 «В»).

«Не знаю, могу ли я быть такой находчивой и жизнелюбивой, как Маринка, или такой смелой и сильной, как Олег…» » (Вязовикова Дарья, 6 «А» класс)

«Фильм и рассказ побуждают задуматься о том, какой ценой досталась нам победа, как трудно было выжить во время войны. Мы должны ценить то, что имеем сейчас. Мы должны знать, что из-за войны погибают миллионы людей, что больше всего страдают невинные дети. Люди должны об этом помнить и никогда не повторять ошибок прошлого» (Щипачева Анастасия, 8 «Б» класс)

Закончить рассказ о проведенной Акции хотелось бы словами из творческой работы ученицы 8 «Б» класса  Маннановой Кристины: «Дети, пережившие блокаду, вызывают во мне чувство гордости и уважения. Я считаю, что в наше время не все могут похвастаться такой силой характера, которой обладали они… Благодаря фильмам и рассказам о войне мы сохраняем свою человечность. Они не дают нам забыть о войне. Они помогаю  растопить наши заледеневшие сердца и напоминают о таких важных качествах для каждого человека, как милосердие и сострадание».

Комментариев нет:

Отправить комментарий