вторник, 12 марта 2019 г.

Учебник вчера, сегодня, завтра

Кажется, зачем говорить об учебниках сегодня, когда практически на каждой конференции речь идет об неизбежном и скором исчезновении учебников, о вымещении их технологичной образовательной цифровой средой? Но не все так просто… Учебники сопротивляются. Учебники никуда не уходят. И даже тенденции такой не наблюдается. Попробуем разобраться.
2 апреля в ВШЭ обсуждался паспорт федерального приоритетного проекта «Цифровая школа». Руководитель проектной группы, ректор ВШЭ Я.И. Кузьминов, объявил, что к 2025 году все учебники должны быть заменены на цифровые учебно-методические комплексы (ЦУМКи)…

Новые тенденции в образовании

Новые тенденции сильно контрастируют с доминирующим и вчера и сегодня учебникоцентричным образованием:
  • знаниевый подход все больше сменяется компетентностным;
  • «фронтальное», одинаковое для всех образование сменяется персонализированным;
  • подбор дидактических единиц, проверочных работ и тренажеров определяется не учебником, а индивидуальными образовательными запросами ученика;
  • предметность должна уступить место межпредметному и метапредметному подходу;
  • сегодня учитель с учебником или без учебника — не единственный носитель знаний;
  • объем знаний нарастает быстрее внесения изменений в учебники;
  • безучебниковая образовательная среда, которая позволяет учиться без учебников уже сегодня, — состоявшаяся реальность;
  • адаптивное предъявление учебного материала в зависимости от качества усвоения материала учеником позволяет одновременно и углублять и ускорять обучение, эффективно распределяя ресурсы и ученика и школы;
  • новые подходы в организации учебного процесса в классе (школе) и вне школы;
  • новые подходы в оценке знаний: констатирующая оценка сменяется формирующей;
...и так далее.

Привычный взгляд на учебники

  • учебники — это упакованный в книгу сплав знаний и авторской дидактики;
  • учебники — за редчайшим исключением — попредметные, привязаны к предмету;
  • учебники — это устоявшийся материал. Знаменитые учебники практически не меняются на протяжении десятилетий. По статистике именно такие проверенные временем учебники составляют 80 процентов учительского выбора;
  • образование в нашей стране учебникоцентричное: большинство уроков в классах ведется по учебнику или по тематическому плану, согласованному с выбранным учебником.

Тенденции, лежащие в основе перехода к персонализированному компетентностно-ориентированному образованию, на первый взгляд кажется, неизбежно отменят учебник, который все еще является основополагающей институцией нынешнего образования.
Но нет! Как ни удивительно в свете всего сказанного, учебники еще не только нигде массово не отменены, но и задача так не стоит.
Почему? Недостаточно распространены технологии? Не готовы учителя и школы?
Скорее всего дело в том, что, несмотря на всю свою внешнюю косность, учебник сегодня все-таки реализует основные дидактические задачи образования. Уж во всяком случае, не был и не является препятствием для их реализации.
В руках учителя УЧЕБНИК — больше, чем учебник. С учебником ли в руках, с опорой ли на новые технологии, но учит учитель.
Имея в виду эту сторону природы учебника, а также усилия последних десятилетий по развитию учебника именно в этом направлении — как инструмента для учителя, можно сказать, что привычный образ учебника, с которого мы начали, неполный и вообще во многом неточный.
Учебник сегодня — это наработанная десятилетиями конструкция комплексного обеспечения методикой и учебными материалами всех участников сложного процесса учения: учителя, ученика в классе, ученика дома и даже родителя. Авторские коллективы создали разные по стилю, дидактическим приемам, по развитию содержательной фабулы учебные конструкции, которые позволяют педагогам найти «свой» учебно-образовательный маршрут для вверенного класса (кстати, поэтому-то так важны вариативность и авторский подход создателей учебников).
Учебник сегодня перерос в учебно-методический комплекс (линейку), что обеспечивает преемственность дидактических подходов на разных уровнях образования.
За последние десятилетия учебник пополнился значительным объемом дополнительных пособий, материалов, методичек, рабочих тетрадей, которые и обеспечивают педагогу большой оперативный простор для разворачивания собственного образовательного сценария, позволяющего реализовать все то, что обозначено выше как новые тенденции образования.
Качественное преподавание математики, литературы, химии и других предметов неравнодушным педагогом во все времена переходило границы предметности, обеспечивало развитие личности — развитие компетенций исследователя, мастера, мыслителя.
Вывод:
  • на самом деле учебник сегодня уже и есть образовательная среда. Образовательные достижения многих, сдающих ЕГЭ, показывают, что по крайней мере с этой задачей учебники справляются. Что, конечно, не отменяет вопрос, в какой степени задача сдачи ЕГЭ является адекватной современности;
  • эволюция учебника в современную технологическую образовательную среду будет происходить не за счет отмены учебников, а за счет технологической поддержки/укрепления лучших образовательных практик, материализованных в современных учебниках.
Источник информации: https://director.rosuchebnik.ru/article/uchebnik-vchera-segodnya-zavtra/https://yandex.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий