26 февраля в Екатеринбурге, во Дворце молодёжи, состоялась
конференция «Мы – за читающую Россию:
пять шагов к читающей школе».
Приглашенные гости – Татьяна Дмитриевна Жукова, президент Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА),
кандидат педагогических наук, и Татьяна Гелиевна Галактионова, доктор педагогических наук, профессор
Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, вдохновляли
участников конференции вернуться к истокам нашей русской культуры – чтению с детьми.
В современном мире,
который характеризуют как нестабильный, неопределённый, сложный и
неоднозначный, человек должен очень быстро меняться, а соответственно должен меняться
его мозг, подстраиваясь под современные вызовы времени. Справиться с
изменениями, происходящими в мире, сможет самостоятельно мыслящий человек. Поэтому
современное образование формирует новую компетенционную модель, в которой
центральными становятся личностные «экзистенциальные» компетенции. Этому во
многом может содействовать способность и навык логического мышления,
сформированный традицией чтения в семье и школе. В связи с этим проекты,
поддерживающие чтение, должны быть направлены не только на одаренных детей.
Участникам
конференции были представлены итоги Всероссийского фестиваля-смотра школьных
программ развития детского и юношеского чтения «Пять шагов к читающей школе:
стратегия роста». Идеями для проведения масштабного фестиваля послужил опыт
зарубежных школ, в частности Японии, Китая, Австралии и других, в которых за
короткие сроки удалось поднять уровень и качество образования за счет
творческой инициативы в школах начиная с родительского уровня, с одной стороны,
и поддержки на государственном уровне, с другой. Так, отправной точкой для
массового привлечения детей к чтению в одной из школ г. Шанхая стало создание
родительской комнаты, в которой мамы по очереди читали детям книг. В итоге, по
словам директора школы, уже не библиотека стала находиться в школе, а школа в
библиотеке. На сегодняшний день во всех шанхайских школах, кроме учительских,
открыты родительские комнаты, которые названы комнатами для мам. Там
работают клубы читающих мам, проводятся занятия по психологии и педагогике
детского чтения.
Это позволило
вспомнить о наших российских традициях – когда книгу читает мама с детьми. Так
родились проекты «Читающая мама» и «Обнимем ребёнка с книгой». Татьяна
Дмитриевна напомнила, что еще сто лет назад идею обучающей практики
материнского чтения реализовал известный редактор журналов «Детское чтение» и
«Воспитание и обучение» Виктор Петрович Острогорский (1840–1902).
Во время кризиса и детского чтения и преподавания литературы в
школе, который наблюдался в конце XIX века в России, он взялся за организацию
материнских чтений. Через свои журналы он направлял матерям обучающего
характера письма, как в домашних условиях помогать детям в литературном
воспитании, «способном облагораживать и очеловечивать нравы», делать человека
счастливым. Счастье, как он полагал, достигается не знаниями, а развитием всех
способностей, особенно чувств и воображения, наполняющих сердце живым интересом
к жизни.
Еще
сто лет назад было отмечено, что в
треугольнике автор – произведение – читатель уделяется много внимания на
уроках литературы автору и разбору произведения и очень мало уделяется внимания
самому читателю, развитию его творческого и образного мышления. И именно
внимание к читателю легло в основу нашего проекта. В рамках проекта была
выпущена книга «Добру откроем сердце», автор – российский специалист по
детскому чтению Ирина Ивановна Тихомирова. Но одним из самых
вдохновляющих стал проект «Читающая переменка» Алеси Азбель, ученицы 4Б
класса ГБОУ гимназии № 24 имени И. А. Крылова г. Санкт-Петербурга. Она смогла
организовать своих одноклассников принести из дома книги, обмениваться ими друг
с другом и читать на переменах.
В завершении выступления Татьяны
Дмитриевны поистине пророческими прозвучали слова выдающегося российского
литературоведа и культуролога Ю. М. Лотмана: «Есть два главных условия развития образованного человека: это иметь
возможность разговаривать с умным человеком и читать умные книги».
Комментариев нет:
Отправить комментарий