пятница, 1 марта 2019 г.

Мы – за читающую Россию: пять шагов к читающей школе


26 февраля в Екатеринбурге, во Дворце молодёжи, состоялась конференция «Мы –  за читающую Россию: пять шагов к читающей школе». Приглашенные гости – Татьяна Дмитриевна Жукова, президент Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА), кандидат педагогических наук, и Татьяна Гелиевна Галактионова, доктор педагогических наук, профессор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, вдохновляли участников конференции вернуться к истокам нашей русской культуры –  чтению с детьми. 

Вспоминали слова первого русского библиографа – Рубакина Николая Александровича: «Чтение –  только начало. Творчество –  вот Цель жизни». В выступлениях неоднократно подчеркивалось, что сегодня парадигма знания уступает место парадигме смысла. Именно смыслы, а не просто знания, освобождают человека для создания новых идей.
В современном мире, который характеризуют как нестабильный, неопределённый, сложный и неоднозначный, человек должен очень быстро меняться, а соответственно должен меняться его мозг, подстраиваясь под современные вызовы времени. Справиться с изменениями, происходящими в мире, сможет самостоятельно мыслящий человек. Поэтому современное образование формирует новую компетенционную модель, в которой центральными становятся личностные «экзистенциальные» компетенции. Этому во многом может содействовать способность и навык логического мышления, сформированный традицией чтения в семье и школе. В связи с этим проекты, поддерживающие чтение, должны быть направлены не только на одаренных детей.
Участникам конференции были представлены итоги Всероссийского фестиваля-смотра школьных программ развития детского и юношеского чтения «Пять шагов к читающей школе: стратегия роста». Идеями для проведения масштабного фестиваля послужил опыт зарубежных школ, в частности Японии, Китая, Австралии и других, в которых за короткие сроки удалось поднять уровень и качество образования за счет творческой инициативы в школах начиная с родительского уровня, с одной стороны, и поддержки на государственном уровне, с другой. Так, отправной точкой для массового привлечения детей к чтению в одной из школ г. Шанхая стало создание родительской комнаты, в которой мамы по очереди читали детям книг. В итоге, по словам директора школы, уже не библиотека стала находиться в школе, а школа в библиотеке. На сегодняшний день во всех шанхайских школах, кроме учительских, открыты родительские комнаты, которые названы комнатами для мам. Там работают клубы читающих мам, проводятся занятия по психологии и педагогике детского чтения.
Это позволило вспомнить о наших российских традициях – когда книгу читает мама с детьми. Так родились проекты «Читающая мама» и «Обнимем ребёнка с книгой». Татьяна Дмитриевна напомнила, что еще сто лет назад идею обучающей практики материнского чтения реализовал известный редактор журналов «Детское чтение» и «Воспитание и обучение» Виктор Петрович Острогорский (18401902). Во время кризиса и детского чтения и преподавания литературы в школе, который наблюдался в конце XIX века в России, он взялся за организацию материнских чтений. Через свои журналы он направлял матерям обучающего характера письма, как в домашних условиях помогать детям в литературном воспитании, «способном облагораживать и очеловечивать нравы», делать человека счастливым. Счастье, как он полагал, достигается не знаниями, а развитием всех способностей, особенно чувств и воображения, наполняющих сердце живым интересом к жизни.
Еще сто лет назад было отмечено, что в  треугольнике автор – произведение – читатель уделяется много внимания на уроках литературы автору и разбору произведения и очень мало уделяется внимания самому читателю, развитию его творческого и образного мышления. И именно внимание к читателю легло в основу нашего проекта. В рамках проекта была выпущена книга «Добру откроем сердце», автор – российский специалист по детскому чтению Ирина Ивановна Тихомирова. Но одним из самых вдохновляющих стал проект «Читающая переменка» Алеси Азбель, ученицы 4Б класса ГБОУ гимназии № 24 имени И. А. Крылова г. Санкт-Петербурга. Она смогла организовать своих одноклассников принести из дома книги, обмениваться ими друг с другом и читать на переменах.
В завершении выступления Татьяны Дмитриевны поистине пророческими прозвучали слова выдающегося российского литературоведа и культуролога Ю. М. Лотмана: «Есть два главных условия развития образованного человека: это иметь возможность разговаривать с умным человеком и читать умные книги».



Комментариев нет:

Отправить комментарий