пятница, 1 марта 2019 г.

Мозг школы будущего. Как могут и должны быть устроены школьные библиотеки в цифровом мире

Сегодня, когда все мировое знание оцифровано и каждую минуту у всех есть доступ к нему, школьная библиотека ни в какой функции, кроме выдачи учебников, часто не рассматривается, поэтому становится обременением — то ли в подвал ее, то ли на чердак, то ли в коридоры вдоль стен. Между тем новейшие проекты образовательных учреждений, напротив, помещают библиотеку в центр школьного здания — и делают ее столь необычной и привлекательной, что мимо не пройдешь. 


Людмила Кожурина
Разумеется, отношение к знанию формируется образованием: поощряются высокие потребности или только прагматические запросы, ценен человек шаблона или человек культуры. Точно так же обращению с цифровым миром надо учить: быстро находить ответы и не задумываться или читать, понимать, изучать.
Зачем идти в библиотеку человеку не книжному, если вся информация о мире есть в Облаке? Человек и гаджет — что еще надо для информационного сопровождения образования? Проектируя образовательный комплекс, мы задумались, чем же библиотека уникальна — что такого может дать библиотека, чего не может дать Облако?
Мы долго искали, обсуждали — и сегодня я готов перечислить преимущества школьного библиотечно-информационного центра: бесплатный доступ к платным ресурсам (подписки на ресурсы и программы); в ней должно быть удобнее и комфортнее, чем где-либо еще; это место руководства детским чтением; здесь идет освоение новых инструментов работы с информацией; наконец, это встреча с книгой как культурным феноменом.
Остается развернуть эти преимущества в цели и задачи конкретной школы. Мы это сделали в ходе работы над образовательным комплексом «Точка будущего» по заказу Благотворительного фонда «Новый дом». В первую очередь мы сформулировали образовательный результат, востребованный в будущем, — умение ответственно распоряжаться своей жизнью. Вся организация образования в школе, все ее структуры работают на этот результат, в том числе библиотека.
В нашей концепции библиотека — это прежде всего физическая среда, место в пространстве, предназначенное для образовательного процесса и досуга с использованием внешних информационных ресурсов. Эта среда включает: пространство, оборудование (контент и каналы доступа), людей — и подразумевает воспитание культуры взаимодействия, культуры созидания и культуры саморазвития — тех трех культур, без которых ценности сотрудничества, авторства и достоинства не формируются. Поэтому информационно-библиотечный центр — это не только книгохранилище с информационным залом для индивидуальной работы, но и медиалаборатория, где осуществляется создание продуктов (издательство, пресс-центр, кинотеатр, медиацентр), а также многофункциональный зал для групповой работы (коворкинг).
Много контента в разных вариациях — да, но заработает он на ребенка только при участии специалиста. Нужны люди — эрудированные, уважительно относящиеся к ребенку. Мы запустили программу набора, подготовки и отбора персонала, идет большая предварительная работа.
Пространство библиотечно-информационного центра — это не просто Google на iPhone в общем зале. Не просто информация по запросу ребенка, вслед за его органическим интересом. Мы хотим быть лучше Google и лучше Yandex — систем, которые дают то, что ищут, но не спрашивают, чего ребенок на самом деле хочет и чего он еще не знает. Может ли он хотеть, если этого пока не знает, может ли он войти в зону ближайшего развития без взрослого? Получить, что запрошено, — это реактивная модель общения с поиском, тогда как мы видим нашу библиотеку проактивной, то есть отвечающей на запрос с приращением, дающей больше, чем запрошено. А тогда она может ответить и на нулевой запрос, то есть на отсутствие запроса… В этом великая роль библиотеки: давать больше, чем запрошено. С детьми это очень важно — показать интересное в неизвестном, за которым стоит информационный ресурс. Затянуть, вовлечь в неизвестное, но сначала понять, что на самом деле интересует ребенка.
Таким образом, перед школьным библиотечно-информационным центром три задачи:
  • создание условий для самостоятельной и совместной образовательной и досуговой деятельности учеников, родителей, учителей (пространство, оборудование, люди);
  • проектирование опыта создания продукта по результатам познания, изучения, общения (осмыслить, отрефлексировать);
  • вовлечение участников образовательных отношений в совместную деятельность, направленную на решение образовательных задач.
Решая эти задачи, мы сделаем библиотеку уникальным местом в школе, не сравнимым ни с какими другими, но работающей на общие задачи своими уникальными средствами.

Источник: https://director.rosuchebnik.ru/article/mozg-shkoly-budushchego-kak-mogut-i-dolzhny-byt-ustroeny-shkolnye-biblioteki-v-tsifrovom-mire/

Комментариев нет:

Отправить комментарий