18 марта в Екатеринбургском Доме Учителя в рамках
образовательного лектория состоялась
встреча педагогов города с Тимуром Жаббаровым.
Тема лекции обращена к современному ценностному профилю педагога. Новые
подходы в понимании данного вопроса дают возможность не только формировать
устойчивый эмоциональный контакт с учениками, построенный на принципах
ненасильственной коммуникации, но и создавать безопасное развивающее
пространство для максимальной реализации и раскрытия потенциала (своего и
подростка).
Сегодняшние тинейджеры
– такие же неугомонные подростки,
которых мучают вечные в этом возрасте вопросы: неужели я такой, как все? Или,
наоборот, неужели не такой, как все?! Причем
настоящую жизнь им сейчас нередко подменяет
«территория» социальных сетей, где они учатся дружить, общаться, а
может, и конфликтовать. И педагог особенно должен быть, что называется, «вооружен»
пониманием, какие они, сегодняшние дети, как с ними работать,
выстраивая отношения на бесконфликтной основе? Исследователи в сфере доказательной
педагогики вычислили влияние на ребенка разных факторов из его окружения. Школа
стоит на первом месте наряду с семьей: здесь подросток усваивает поведенческие нормы,
формируется как человек и гражданин.
Чтобы контакты с учениками складывались эффективно
– а управляет коммуникацией всегда
взрослый, учитель, – то надо помнить о доверии. Оно возникает только в
безопасном контексте. Сами «ключи» к понимаю эффективных коммуникаций – в ценностных
установках личности, потому что именно они определяют наши действия и, кроме
того, позволяют разделять окружение на «своих» и «чужих». Важный момент в осознании
внутренних личностных установок: ценность не бывает правильной или
неправильной. Она может быть близкой нам или нет. Следовательно, это такой «инструмент» в руках опытного педагога,
который дает возможность что-то менять в себе, настраивая и перенастраивая свое
восприятие. Отсюда «гибкие навыки», «навык про осознанный выбор» и многое
другое.
Если ценность является жестко фиксированной
устойчивой установкой, и мы не разбираемся, во что верим, это становится
тормозом в развитии. Развивающий тип мышления предполагает, что наши
способности, наш интеллект могут меняться со временем. Поэтому не лишне периодически обращать взгляд внутрь,
чтобы переосмыслить: что же именно сейчас для меня на самом деле ценно и,
главное, почему? Возможно, на привычные вещи взгляд стал шире и глубже, а от прежних
догм не осталось и следа. Тогда диалог с другими строится на доверии, без первоначальных отталкивающих суждений. В рамках школы в целом безопасное развивающее
пространство расширяет возможности как
детей, так и самих взрослых…
Рекомендуемая к прочтению литература |
Комментариев нет:
Отправить комментарий