«Друг Жанно, не мудрено жить, когда хорошо.
Умей жить. Когда худо…»
Л.Рубинштейн. «В садах Лицея»
Одна
из моих учениц ненавидит Россию. Когда впервые слушала ее долгий монолог о том,
как все плохо «здесь» и как чудесно «там», в далекой Испании, я не могла
поверить в искренность слов ребенка. Думала, напускное, подростковое. Но совсем
недавно встретила эту девочку, год назад окончившую школу, разговорилась.
Узнала, что она живет в Праге, учит чешский язык, чтобы получать высшее
образование в европейском вузе.
-
В Россию собираешься возвращаться после университета?
-
Нет! Ни за что!
Наверное,
в этом нет ничего страшного – каждый выбирает для себя… И все-таки мне не дают
покоя мысли о чем-то упущенном, о прорехах в воспитании наших детей, которые
так стремятся жить «там», где, по их мнению, все хорошо, не собираясь ничего
строить «здесь», ругая, осуждая, презирая нас за ошибки в жизни страны и в её
истории.
Совсем
скоро в издательстве «Самокат» выйдет автобиографическая книга Марьяны
Козыревой «Девочка перед дверью», которая продолжит серию «Как это было». Сложная,
тяжелая книга. Она в очередной раз напомнит, как много бед выпало на долю
народа, живущего в нашей стране, отзовется тупой болью. Глубокая, сосущая тоска
останется после чтения повестей «Девочка перед дверью» и «Синие горы на
горизонте». Нестерпимо жаль нашу страну, пережившую в ХХ веке одно за другим
чудовищные потрясения, умывшуюся кровью, воюющую, губящую своих детей. Сколько
судеб перемолото, сколько трагедий, несбывшихся надежд, ненаписанных книг. Как
можно было жить в такое тяжелое время? Какой силой духа нужно было обладать?
«Она
была храбрая, моя Звездожительница. Я это давно знала. И она сжала зубы и делала всё, что нужно» - так о
своей маме говорит Витька, от лица которой ведется повествование. Сжать зубы,
чтобы жить, работать, растить детей, преодолевая страх и всеобщую ошарашенность, - удел
матери, отца и маленькой девочки - героев повести.
Иллюстрация из книги "Девочка перед дверью". Художник Юлия Бычкова |
«Валерия
читала нам из разных писателей о подвигах и героизме, а мы сидели онемевшие,
ошарашенные немыслимым величием подвига нашей вожатой, сознавая собственное
своё ничтожество и невозможность до конца осознать и восхититься им в той мере,
которой он несомненно заслуживает».
И сегодня невозможно
осознать, когда читаешь о таком подвиге – доносе на собственного отца,
«разоблачении» при помощи клеветы.
При
всем этом в книге столько солнца и света, что невольно начинаешь думать, что
люди, живущие во времена, когда, казалось бы, невозможно жить, были
какими-то другими, не похожими на нас.
Отцу
Витьки после возвращения из лагеря запрещено проживать в крупных городах. Он
отправляет письмо своей семье, в котором сообщает о новом месте их проживания:
«А
потом пришло второе письмо. Папа в нём написал, что к нам не приедет, потому
что у него минус сто.
«Минус
сто чего?» – спросила я маму. Но мама не объяснила и стала читать письмо
дальше.
А
дальше в письме было про то, что папа поступил на работу преподавателем
иностранных языков и переводчиком в такое место, которое называется Верблюд!
«И
обязательно скажи Витьке, – писал папа, – чтобы брала с собой зонтик. Потому
что верблюды шастают здесь по улицам и жутко плюются».
Не
отчаиваться, с улыбкой принимать новые трудности, чтобы лишний раз не волновать жену и ребенка, находить нужные слова – дело не из самых простых, ведь
эти трудности придется делить с любимой женщиной и маленькой дочкой…
Жизнь
идет своим чередом, приносит радость и новые
испытания. Чтобы отделить правду от лжи, нужно опять делать выбор – проголосовать
«как все», обличая того, кто ни в чем не виноват, или остаться честным перед
самим собой и, возможно, обречь тем самым свою семью на новые гонения:
«Я
сидела между моими мамой и папой, смотрела на них, и мне сейчас было так, как
однажды, когда я шла от Саши – Саша живёт на одиннадцатом отделении, – и
началась гроза, и тут небо раскололось и с грохотом рухнуло вниз, и полился
дождь, а небо грохотало, и мне вдруг перестало быть страшно, и стало всё
замечательным... Вот всё и встало на свои места. Чёрное стало чёрным. А белое
стало белым. Добро и свет перестали быть тьмою и злом. Всё стало понятно и
просто».
Как
бы восприняла повесть Марьяны Козыревой моя ученица? Боюсь, как еще один
аргумент «против». А тогда стоит ли рисковать, предлагая современным школьникам читать о бедах ушедшего
века? Несомненно!
На
книге будет стоять маркировка 12+, а я бы добавила другой маркер - «Читать обязательно», потому что эту книгу с
двумя повестями, богатыми историческими комментариями и не менее значимым, чем художественное
произведение, послесловием И. Бернштейна и А. Димяненко очень важно взять в руки каждому
- и взрослому, и ребенку. Чтобы помнили,
чтобы знали, чтобы ценили, чтобы «добро и свет перестали быть тьмою и злом»,
чтобы «все стало понятно и просто».
P.S. На сегодняшний день в серии «Как это было» выпущено 4 книги (составитель и оформитель серии И. Бернштейн):
1. Булат
Окуджава. Будь здоров, школяр!
2. Вадим
Шефнер. Сестра печали
3. Виктор
Драгунский. Он упал на траву
4. Виталий
Сёмин. Ласточка-звездочка.
Все эти книги есть в библиотеке Дома Учителя. Приходите, мы вас ждем!
Лена, спасибо за трепетный пост. Надо не пропустить такую книгу.
ОтветитьУдалитьБудем ждать вместе. Илья Бернштейн написал в Фейсбуке, что книга сдана в типографию.
УдалитьДети, выросшие в 90-е, когда всплыла вся эта чернуха, когда эйфория по поводу" любви" к России западного мира превосходила разумные пределы, пока не набьют себе шишек, не поймут, что они жертвы пропаганды. Темные страницы в истории любой страны имеются, в том числе и пострашнее, чем у нас в разы. Девочка еще поймет разницу между жизнью на родине и на чужбине. Много ездящие по миру, живущие за границей друзья, родственники (Германия,Эмираты, Сербия) считают, что нет на земле лучшего места. чем Россия.
ОтветитьУдалитьБезусловно, о тех временах знать надо, но сгущать краски тоже незачем. После прочтения "Сахарного ребенка" О. Громовой ,несмотря на описываемые события, гнетущей тоски не испытываешь, остаешься на позитиве, думаешь о возрождении системы домашнего воспитания, о том, что и как читать с ребенком, о чем с ним говорить, чтобы в любых обстоятельствах ребенок знал как себя вести, мог достойно реагировать - такими должны быть книги о тех временах.
Мне нравится серия "Как это было", книгу М. Козыревой прочитаю обязательно.
Галина Владимировна, наверное, этот пост получился таким тоскливым, потому что наложились разные впечатления, в том числе и от встречи с ученицей. На самом деле книга очень светлая, жизнеутверждающая.
Удалить