Именно с этого вопроса начинается книжка
В.А. Зеленко "Руководительство детским чтением", выпущенная в
издательстве "Т-ва М.О. Вольфъ" в 1915 году.
По мнению специалиста по детскому чтению, жившего в
конце 19 начале 20 веков,
«детская литература должна быть такою, чтобы ее могли понимать дети. Но из этого не следует, что автор той или иной книги должен подделываться под детский язык и что дети не могут читать многих из книг для взрослых, которыя им доступны».
Сложно не согласиться с этими положениями спустя
сто лет после выхода «Руководительства». Действительно, из всего многообразия
детских книг мы и сегодня выбираем те, которые написаны доступным для юных
читателей языком, при этом нам важно, чтобы автор не заигрывал, не «сюсюкал» с
ребенком, а говорил на равных, пытаясь не опуститься, а подняться на уровень
своего читателя.
Однако есть в труде В.А. Зеленко то, что
сегодня не будет нами воспринято однозначно. Так, например, в главе
«Руководительство чтением в семье» мы находим следующее утверждение:
«Среди широкой публики на чтение существует странный взгляд – его считают отдыхом, развлечением, приятным препровождением времени. Для удовлетворения таких потребностей существуют даже целыя издательства, выбрасывающия на рынок всевозможныя квазиюмористические издания. От такого мещанского отношения к книге и чтению детей нужно оберегать всеми силами. На чтение надо привить взгляд, как на одно из первейших средств обогащения нашего внутреннего мира. А все, что способствует образованию личности, должно быть отмечено печатью серьезности. Если ребенок воспримет серьезный взгляд на чтение в первые годы, его и потом не потянет к грязной и вредной литературе».
Столь
категоричное высказывание удивляет. Вероятно, именно такие суждения о детском
чтении не подверглись критике времени, утвердились в своей значимости и легли в
основу тех подходов, которыми сегодня руководствуются авторы школьных учебников
и приверженцы «правильного чтения», когда совсем не важно, нравится ли ребенку
книга или нет, он обязан ее прочитать.
В книге В.А.
Зеленко много интересных фактов, размышлений. Почему чтение рассказов
о Шерлоке Холмсе и книг Буссенара вредно для детей? Как работать учителю и библиотекарю с книгой,
чтобы взволновать юного читателя, вызвать у него желание осмыслить прочитанное?
Нужны ли рекомендательные списки для чтения? Ответы на эти и другие вопросы вы
найдете в книге из нашего фонда редких и ценных книг.
Приятного
чтения!
Комментариев нет:
Отправить комментарий