понедельник, 16 сентября 2019 г.

МЕТОД. ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ Основное блюдо или десерт?


Метод проектов в России пока не умеют готовить.

Почему мы все время слышим про это?

«Проектная деятельность», «проект», «проектно-исследовательская деятельность» — последние годы все причастные к образованию то и дело слышат эти словосочетания. В детском саду и в началке родители делают с детишками проекты по самым разным поводам. Родители старшеклассников обеспокоены тем, что в 2020 году «проектная деятельность» становится обязательным предметом во всех 10-х классах в связи с переходом на новый образовательный стандарт (ФГОС 2.0).

Откуда взялась эта «проектная деятельность» и зачем она нужна? Дело в том, что системных изменений в образовании требует рынок труда. Не только в России, — во всем мире. Стремительное развитие цифровых технологий, усиливающаяся глобализация и разделение труда в мировой экономической системе ставят кардинально новые задачи перед системой образования. Опросы работодателей в разных странах показывают, что работникам будущего необходимо овладеть целым набором актуальных компетенций, таких как умение решать проблемы, критически мыслить, находить нестандартные, креативные решения задач, быстро адаптироваться к меняющемуся цифровому и автоматизированному миру.

Все чаще можно слышать об отходе от классической, формальной, классно-урочной системы. И переходу к более интерактивным, развивающим технологиям, таким как проблемное обучение или метод проектов. Исследования второй половины XX века приводят убедительные доказательства того, что проектное обучение как педагогический подход позволяет развивать компетенции XXI века.

Например, школьники, обучающиеся по методу проектов, лучше усваивают информацию и помнят ее намного дольше, чем их сверстники в традиционном обучении. Вовлеченность и интерес к учебе у ребят в проектных школах выше, чем у учеников классических школ. Учителя, перешедшие на проектный метод обучения, отмечают, что у школьников помимо знаний развиваются еще и такие компетенции, как умение работать и решать проблемы в команде, навык коммуникации и самопрезентации, креативный подход к решению задач, умение планировать свою деятельность и нести за нее ответственность.

 Откуда взялся метод?

Метод проектного обучения появился неслучайно. Идея о том, что знания невозможно передать от учителя к ученику, появлялась в работах философов, ученых и педагогов в разные времена. Известно высказывания Платона, что «ученик — это не сосуд, который можно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Тем не менее, классическое школьное образование в массовой школе традиционно было построено на передачи ученикам «готовых» знаний. Такой подход не учитывает индивидуальные особенности ученика, поскольку механическое заучивание информации, тренировка умений и навыков не требуют обращения к конкретному субъекту учения.

В конце XIX века американский философ и педагог Джон Дьюи стал описывать, как формируется человеческий опыт. Будучи учителем в американской школе, он наблюдал различные методы обучения детей и их влияние на формирование опыта. Он пришел к неутешительному выводу, что традиционные формы обучения сводятся к простому заучиванию «рутинной формулы изложения», что заглушает «собственное тонкое движение» детской мысли. Поэтому он и его последователи разработали метод проектов.

В России метод проектов также начал использоваться в начале XX века. В 1905 году русский педагог Шацкий С. Т. вместе с группой последователей приступили к организации трудовой деятельности учащихся без отрыва от учебной. В советской России в 1920-е годы метод проектов получил официальный статус благодаря личной поддержке Крупской и Луначарского.
 
Но 5 сентября 1931 года этот метод был осужден и запрещен постановлением ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе». В документе говорилось о необходимости «развернуть решительную борьбу против легкомысленного методического прожектерства, насаждения в массовом масштабе методов, предварительно на практике не проверенных». Сталин вернулся к прусской модели с едиными на всю страну учебным планом, учебниками и стандартами. Большинство педагогов-экспериментаторов были репрессированы, в научной педагогической литературе не приветствовалось даже упоминание о методе проектов, книги и статьи Джона Дьюи были запрещены. Образовательным приоритетом советской педагогики на долгие годы стало усвоение учениками значительного объема готовых знаний.

Вернулись к осмыслению и применению этого метода советские педагоги только в конце 80-х годов.

Сегодня этот опыт еще более актуален, поскольку ситуация усугубляется тем, что дети получили возможность быстрого доступа в интернет — ведь почти у каждого школьника сегодня есть смартфон. В интернете информации по любому вопросу намного больше, чем у любого преподавателя. Преподаватель, как носитель информации, больше не имеет ценности в глазах детей.

Мы говорим о разных вещах?
Итак, «проектное обучение» или «проектный метод» сегодня становится все более популярным и востребованным в мире. Современная западная традиция использует термин Project Based Learning (PBL) — «обучение на основе проектов» — который используется для изучения основных дисциплин в школе. На сегодняшний день метод PBL используется так или иначе в большинстве школ США и Европы. Практически в каждой школе есть учителя, которые применяют этот метод на своих уроках. В некоторых случаях метод проектов стал основным для преподавания определенных дисциплин (особенно часто он применяется для изучения предметов естественно-научного цикла и в социальных науках). Существуют также примеры, когда школа полностью переходит на проектный метод как базовый подход в обучении всем дисциплинам на всех уровнях школьного образования. Например, Expeditionary Learning Schools (160 школ в 33 штатах США) или New Tech Network (135 школ в США и Австралии). Новые образовательные стандарты США Common Core State Standards и Next Generation Science Standards предлагают использовать проектное обучение как базовый метод преподавания в школах.

В постсоветской России проектный метод так и не занял ведущего положения в системе образования. В документах чаще всего употребляется термин «проектная деятельность». То есть основные школьные дисциплины преподаются в традиционной, классно-урочной форме, а потом учитель предлагает учащимся сделать проект, используя уже полученные знания.

При этом за последние 10 лет появилось большое количество конкурсов проектов. Возрастает популярность проектной технологии в дополнительном образовании. Например, инженерно-технические проекты школьников и студентов развиваются в рамках работы конкурсов Worldskills Russia и Junior Skills, «Национальной технологической инициативы», сообщества «Кружковое движение НТИ» и др.

Но если сравнивать, как понимают и применяют метод проектов в России и в других странах, мы можем отметить массу значительных различий (см. таблицу).

Различия в понимании и применении проектного метода

США и Европа
Россия
Проектный метод (PBL) должен играть центральную роль в учебной программе. Это механизм, через который идет весь процесс обучения.
Проектная деятельность играет второстепенную роль в учебной программе. Чаще всего происходит во внеурочное время.
Задача педагога проектного обучения — заложить в дизайн проекта достижение конкретных образовательных результатов, включающих формирование предметных знаний и компетенций XXI века: умение работать с информацией, развитие критического и творческого мышления и так далее.
Задача зачастую выглядит, как научение школьников проектировать собственную деятельность. Учитель не закладывает и не прогнозирует усвоение определенных предметных знаний и компетенций в ходе осуществления проекта.
Процесс работы над проектом важнее, чем результат. Проверка и оценка формирующихся знаний и компетенций происходит по ходу всего проекта. Активно используется формирующее оценивание.
На первом месте всегда результат проектной деятельности — продукт. Оценивается именно продукт на презентации. В ходе работы над проектом оценивание предметных знаний не происходит. Нет инструментов оценивания «мягких» навыков.
Основополагающим является этап проблематизации. Учитель подводит учащихся к некоей значимой для них проблеме. «Нащупывает» зону интереса учеников в рамках заданной программой темы. Формулирует «движущий вопрос» проекта.
Учитель ждет от ученика формулировку проблемы. Эта проблема не обязательно лежит в рамках образовательной программы.
Делается упор на то, что проект должен иметь значимость в первую очередь для самого школьника, и уже потом для целевой аудитории предполагаемого продукта.
Подчеркивается социальная значимость проекта. Личная заинтересованность ученика подразумевается, но не проектируется.
Рефлексия сопровождает все этапы проекта: обсуждение выбранного решения, анализ способа выбранного решения, рассмотрение возможностей применения выбранного решения и так далее.
Рефлексия чаще всего происходит по окончании проекта, после его презентации. Либо не происходит совсем.
Таким образом, можно констатировать, что на сегодняшний день проектный метод в России вытеснен в дополнительное образование (внеурочное время в школе или в кружках).

Почему это может быть проблемой?
Напомним, что проектный метод снискал популярность в мире за свою способность развивать так называемые «навыки XXI века» или «мягкие навыки». Так вот как раз в развитии этих навыков российская система образования — не на высоте.

Международное мета-исследование, проведенное в 2015 году консалтинговой компанией BCG и Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), выявило, что по уровню развития у учащихся компетенций XXI века Россия находится в середине или в нижней части списка. Рейтинг возглавили Шанхай, Сингапур и Финляндия.

В 2017 году Worldwide Educating for the Future Index, созданный The Economist Intelligence Unit (EIU) по заказу фонда Yidan, показал, что российское образование находится на 27-м месте из 35 участвовавших в исследование стран. Впрочем, согласно докладу Россия не входит в список стран, которые активно пользуются этим методом и умеют оценивать результаты проектного обучения.

Отечественные исследователи образования (Лазарев В. С, Пеньковских Е. А., Полат Е. С., Пинская М. А., Бозиев Р. С., Донцов А. И. и др.), так же говорят о том, что в российских школах продолжают доминировать технологии обучения, ориентированные на исполнительскую и репродуктивную деятельность обучающихся, а метод проектов оказался слишком сложен для реализации в массовой школе.

Почему метод не приживается у нас?
Причин тому несколько.

Во-первых, не будем забывать, что в отличие от остальных стран в России этот метод был полвека под запретом. Поэтому мы вынуждено находимся в роли догоняющих.
Во-вторых, все исследования подтверждают, что наиболее высоких академических результатов достигают те школы, в которых проектный метод играет центральную роль в учебной программе. Это механизм, через который идет весь процесс обучения.

«Это не десерт, а основное блюдо», — гласят методические пособия по PBL. В таких школах зачастую отдельные предметы (физика, химия, биология) объединяются в один блок и называются «блок естественных наук». Школьники не ходят на историю. Они делают проект в блоке «общественных наук», который включает в себя историю, обществознание, географию. Согласитесь, что такой подход звучит довольно радикально для российского общества.

В-третьих, полноценное внедрение проектного метода в основную школьную программу требует демократизации всей системы образования. Проектный метод можно осуществлять только в атмосфере полного доверия: министерства образования — к школе, директора — к учителю, учителя — к ученику, родителей — к своим детям и к школе. Жесткая система контроля и регулирование каждого шага преподавателя и школьной администрации не совместимы с развитием проектного метода.

Тем не менее, в России есть команды, готовые развивать проектный метод как основную педагогическую технологию. Есть и родители, которые не видят пользы в классической системе образования и готовы попробовать более инновационные и интерактивные методы обучения.

Где можно получить опыт уже сегодня?
В основном, в рамках кружков дополнительного образования.

В некоторых ЦМИТах (центры молодежного инновационного творчества). Например, ЦМИТ КрашПро придерживается метода проектов, обучая детей программированию, медиа-грамотности, гейм-дизайну и робототехнике.

Здесь педагог-дизайнер проектного обучения «зашивает» все необходимые скиллы и методы их оценивания по мере разработки проекта. Придя в мастерскую геймдизайна, например, подростки сначала в ходе брейн-шторма придумывают, какую игру хотят сделать. И в ходе работы над проектом получают все необходимые знание и умения для его реализации.

В московском колледже нового типа IT Hub команда педагогов вместе с администрацией работает над моделью проектного обучения в среднем профессиональном образовании. Задача колледжа вписать все классические предметы 10 и 11 класса в проекты так, чтобы на выходе ребята могли и ЕГЭ сдать, и завершить интересный им проект.

Команда ДВФУ и НИУ ВШЭ — пример вузов, в которых стараются студенческие проекты встроить в обучение.

 Источник информации: http://edexpert.ru/nargiz

Комментариев нет:

Отправить комментарий