понедельник, 5 августа 2019 г.

Что нужно знать учителю о ФГОС простым языком

Изменения в ФГОС-2020

Что такое ФГОС в образовании?

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это обязательные требования, которые должны исполнять все государственные образовательные учреждения.
Если вы преподаёте в государственной школе, вузе, лицее, техникуме — вы обучаете детей по Стандартам.
Зачем нужен ФГОС?
Стандарт унифицирует темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении любого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для новенького ученика, который перешёл из другой школы.
ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Каждый педагог может быть уверен, что ученик освоил необходимые знания на предыдущей ступени образования, поэтому ему не нужно объяснять темы, выходящие за рамки учебной программы конкретного класса.

Направления реализации ФГОС

  • ФГОС начального общего образования (1-4 кл.)
  • ФГОС основного общего образования (5-9 кл.)
  • ФГОС среднего общего образования (10-11 кл.)
  • ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Каждый педагог учитывает в своей работе несколько видов ФГОС:
— Стандарт, в зависимости от класса преподавания 
— Стандарт, регламентирующий работу с детьми с ОВЗ
Закон «Об образовании в РФ» обеспечивает право на образование для всех категорий детей, в том числе и для учеников с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому всем педагогам необходимо овладеть компетенциями по работе с детьми с ОВЗ.
Стандарты и официальные документы для всех уровней образования есть на сайте fgos.ru

Требования ФГОС

Рассмотрим три главных требования ФГОС к образовательным программам начальной, средней и старшей школы:
  • Требования к структуре основных образовательных программ

    1.
    Учитываются составляющие части предметов, количество часов, соотношение обязательной и вариативной части программы. Обязательная часть программы выполняет требования Стандарта и одинакова для всех школ. Вариативная часть учитывает специфику учебного учреждения, цели и запросы учеников. 
  • Требования к условиям реализации основных образовательных программ

    2.
    Сюда относятся условия, в которых реализуется образовательная программа. Например, сколько педагогов ведут дисциплину, как финансируется обучение, какая техника, учебники и материалы есть в классах.
  • Требования к результатам освоения основных образовательных программ

    3.
    Учитывают навыки и знания (предметные, метапредметные и личностные), которыми должен овладеть ученик после обучения на конкретной ступени образования.
Эта часть Стандартов больше направлена на руководителей и методистов, так как именно они определяют структуру каждой ступени образования в школе. А учителю-предметнику важнее следующий раздел, который касается структуры программы в соответствии с ФГОС.

Структура основной образовательной программы в соответствие ФГОС

Каждый учитель разрабатывает для своего предмета образовательную программу. К её содержанию тоже есть свои требования. Это три раздела:
  • 1.
    Целевой. Содержит цели, задачи и планируемые результаты освоения вашей образовательной программы. 
  • 2.
    Содержательный. Отражает темы и блоки образовательной программы, направленной на достижение личных, метапредметных и предметных компетенций учащихся. 
  • 3.
    Организационный. Регламентирует условия организации учебного процесса. Сюда относится учебный план, мероприятия и праздники, форма аттестации. 
Основная образовательная программа должна соответствовать типу и виду образовательного учреждения, а также быть преемственной по отношению к программе предыдущего уровня образования. 

Главное о ФГОС в образовании

  • Приоритетная задача Стандартов — развитие и воспитание личности обучающихся.
  • Задача педагогов — научить детей учиться, а не только осваивать материал. Необходимо обеспечить способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
  • Итоговая оценка в обучении — достижение личных, предметных и метапредметных результатов, необходимых для дальнейшего продолжения образования на следующих ступенях.
  • В процессе обучения желательно использование информационно-коммуникационных технологий в контексте всех предметов и обязательно использование системно-деятельного подхода.
  • В образовательный процесс включена урочная и внеурочная деятельность по направлениям развития личности. Основное образование должно формировать личностное самоопределение учащихся.
  • Каждое образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу (ООП), которая включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы по учебным предметам, методические и оценочные материалы.

Обновления ФГОС

Стандарты первого поколения были приняты в 2004 году (назывались государственными образовательными стандартами).
Сейчас в России действуют ФГОС второго поколения, которые были приняты в 2009-2012 гг., ориентированы на развитие УУД (универсальных учебных действий).

Новые ФГОС 2019-2020

С 29 марта 2019 г. по 29 апреля 2019 г. проводилась общественная доработка нового варианта Стандарта на сайте preobra.ru.
«Действующие стандарты недостаточно конкретизированы. Есть, конечно, общие посылы, но содержание отсутствует. Получается, что у нас есть ЕГЭ с конкретными вопросами по результатам, которые не прописаны», — сообщила министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева.
В предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определенных компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения были не конкретизированы. ФГОС нового поколения определяет чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
Вот некоторые из проектируемых изменений в ФГОС:
  • Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
  • Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
  • Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждого предмета (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
  • Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д).
  • Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и т.п).
Новые требования ФГОС 2019-2020 призваны сохранить фундаментальный характер образования, укрепить метапредметные навыки и предметные познания.

1 комментарий: