понедельник, 18 февраля 2019 г.

Курс нейропедагогики

10 типичных ошибок. Краткий курс успешной нейропедагогики

Татьяна Черниговская — уникальный ученый, который знает все о работе нашего мозга. Хотя на лекциях своих не устает повторять, что ничего не знает. Никто не знает, как работает мозг. Это мнение серьезной науки. И тем не менее… Мы собрали несколько ярких высказываний, которые Татьяна Владимировна произнесла в различных аудиториях: вместе они дают вполне понятный и четкий курс для системы образования.
Если есть ключик, то дверь обязательно найдется
 Чему учить, раз
Детей нужно учить всему! Не для того, чтобы отчитаться перед министерством образования или понравиться родителям. Нужно дать детям полный спектр, дать поиграть на всей клавиатуре. Как иначе они поймут, что вообще есть, из чего выбирать себе любимое занятие?
Ошибка | увлекаться ранней специализацией и делать ставку на что-то одно ради высоких достижений: семь часов шахмат в неделю — ради побед в турнирах, многочасовые занятия музыкой каждый день — чтобы выступить на конкурсе и т. д.
Вместо этого | дайте детям попробовать все. Ботаникам — поиграть на флейте, шахматистам — порисовать тушью, гуманитариям — решать сложные головоломки. Только так мы можем надеяться на то, что мозг ребенка будет хорошо натренирован и сможет выдавать отличные результаты. Кстати, не поэтому ли внезапно бывают так успешны и хорошо адаптированы к жизни дети, окончившие художественную, музыкальную школу, пусть они и не стали великими музыкантами или скульпторами?

Чему учить, два

Наши знания о мозге должны были бы влиять на то, как мы организовываем образование. С одной стороны, не нужно вкачивать в людей так много информации: патологическая память — это бессмысленный дар. С другой стороны, если мы отступим на противоположный полюс, будем иметь тотальных дилетантов, которые знают только общие идеи. Мне, например, нужен хирург, который блестяще знает анатомию и неплохо знает все остальное. Было бы полезно научить детей извлекать информацию — не просто уметь гуглить, а читать, смотреть и вычленять данные. Давайте научим детей контролировать внимание и память. Сейчас многие на одном месте усидеть не могут, потому что не умеют собраться. Вот этим метавещам и надо учить.
Ошибка | учить предметам, давать знания.
Вместо этого | учить метапредметным навыкам, снабжать инструментами, которые позволят детям со временем «взять» любые знания, которые им понадобятся.
Естественный процесс работы мозга — сплошное удовольствие и польза

Зачем учить

В XX – XXI веке сложилась ситуация, когда отдельные науки практически изжили себя. Они существуют только в режиме натурфилософии, как в эпоху Ренессанса: нет разделения, есть единый цех. И важно не то, какая специальность указана у человека в дипломе — важно то, чем он фактически занимается.
Обучение меняет мозг. Величину нервных волокон, гибкость нейронной сети, эффективность серого и белого вещества.
Ошибка | воспринимать обучение как ступень карьеры; думать, что мы учим для чего-то (профессии, должности и т.д.).
Вместо этого | отнеситесь к обучению как к фитнесу — то есть непрерывному и полезному для здоровья процессу. Покажите, что обучением можно заниматься везде, а не только в школе или вузе. Сформируйте полезную привычку — обучаться. Предоставьте ребенку возможность тренировать мозг любыми доступными ему способами. Дайте не специальность, не разнарядку на дальнейшее образование, а хорошую, энергетически богатую, вдохновляющую пищу для ума.

Как ставить цель

Маленькие дети должны заниматься музыкой не для того, чтобы вырасти новым Мацуевым. Их нейронная сеть обретет такие свойства, которые не обрела бы без музыки. Это работа с мелкими различиями в частотах и длиннотах. Дети учатся обращать внимание на маленькие вещи — как ни парадоксально, это поможет им лучше читать.
Учить иностранные языки полезно не потому, что ты сможешь за рубежом заказать себе кофе. Исследования подтверждают: если человек владеет более чем одним языком, он отодвигает возможное развитие болезни Альцгеймера лет на пять. Просто потому, что это такой натренированный мозг. Мы же знаем, что, если не упражнять мышцы, не сможешь встать с дивана, — так с мозгом все точно так же. Мозг должен заниматься трудной для него работой!
Ошибка | видеть в занятиях только прямую цель. Учить китайский — не ради дипломатической миссии, заниматься каллиграфией — не чтобы получить «пять» по русскому, математика — не ради самой математики и даже не ради поступления на факультет ВМК. Кажется, мы вообще не способны увидеть, какую пользу принесет ребенку та или иная деятельность мозга. Просто нужно понимать, что польза есть.
Вместо этого | предоставьте мозгу ребенка (да и себе тоже) разные задачи. Подбрасывайте дрова в огонь. Не пытайтесь мотивировать практической пользой — просто позвольте ребенку получить удовольствие от собственной мозговой активности. Это сохранит ему здоровье, а жизненный успех приложится обязательно.

Зачем изучать языки

Профессор Хомский заметил, что язык — неважное средство коммуникации. Коммуникация есть у всего живого, вплоть до инфузорий; а язык для коммуникации вообще плох: столько многозначностей, искажений. Азбука Морзе куда полезнее. Зато язык — это способ мышления, классификатор и сортировщик. Он приводит в порядок нашу реальность, при помощи обобщения сортирует все виды столов, сумок, огурцов. Язык структурирует мир, организует предметные области, и за это ему спасибо!
Ошибка | учить языки только ради практического использования.
Вместо этого | учите язык, чтобы понять, как он формирует сознание. Рассматривайте разные способы устройства мышления, пробуйте изучать разные языки — тренируйте мозги!

Зачем заниматься искусством

Искусство — это не десерт. Это не о том, что каждая девочка из хорошей семьи должна играть на пианино, не о том, что каждый приличный человек должен посещать музеи и театры. Нет! Искусство дает особый вид мышления, который нужен для того, чтобы в естественных, технических, точных науках происходили великие открытия. Искусство задействует особый регистр мышления.
Ошибка | воспринимать искусство как пустую трату времени, как баловство, как нечто факультативное.
Вместо этого | если есть выбор — поехать с ребенком в музей или весь день делать уроки, выбирайте музей. Если есть выбор — дать ребенку два дополнительных часа математики или один час рисования, лепки, шитья, игры на пианино — выбирайте искусство. Скорее всего тогда он станет лучше в математике и без двух дополнительных часов.
А что делать — всякому своя дорога

Почему не надо все контролировать

Мозг знает, как учиться. Процесс обучения не прекращается никогда — сидите ли вы за партой, гуляете в лесу или печете блины. Вы живете, а мозг знай работает, вынимает из ситуации все по максимуму, и не только о том, как печь блины. Попутно он много чего придумывает, нам и не снилось даже.
Ошибка | пытаться формализовать процесс обучения.
Вместо этого | признаем, что все обучаемы. Муравьи, собаки, белые киты, люди — да-да, абсолютно все люди. А вот чему именно мы обучаем детей прямо здесь и сейчас — не всегда можно просчитать. Хорошо уже то, что обучаем: разговариваем, вступаем в контакт, замечаем, делимся эмоциями. Мозг ребенка не пропустит ни одной важной для него детали, — а пытаться выбрать ему эти детали нет смысла. Все равно не получится!

Почему скорость не важна

Не нужно путать ум и скорость обучения. Если ребенок все схватывает на лету, это значит, что он быстрый — и, возможно, умный, что совсем не обязательно. Но есть и Эйнштейн, гений со своим темпом развития.
Ошибка | требовать быстрого результата.
Вместо этого | постарайтесь организовать учебный процесс так, чтобы каждый ученик мог обучаться в своем темпе.

Почему не надо помнить всё

Каждую миллисекунду на нас валятся тонны знаний. Пока я говорю с вами, будет опубликовано 40–50 статей по каждой из моих профессиональных областей. Это значит, что я их никогда не прочту. Пока буду тосковать, что никогда их не прочту, выйдет еще пятьдесят. Что с этим делать? Не прекратить же писать статьи? Склоняюсь к тому, что, возможно, нам нужно дождаться рождения некоего гения, который скажет: остановитесь! Бесконечное накопление данных бессмысленно. Например, скоро появятся такие мощные компьютеры–томографы, которые покажут нам каждый нейрон… Но на кой черт мне нужен каждый нейрон, если их больше ста миллиардов (больше, чем звезд во Вселенной), у каждого нейрона дендритов и аксонов до ста тысяч в каждой голове? Зачем мне столько информации? Я не могу с ней справиться!
Ошибка | заставлять ребенка держать в голове много знаний. Факты, даты, события, табличные значения — зубрить их полезно только для того, чтобы немного потренировать мозг. На этом — все! Помнить все это постоянно — значит сделать свой мозг, этот прекрасный мощный инструмент, никому не нужным архивом.
Вместо этого | не ругайте детей за то, что они забыли стихи, которые учили три года назад. Лучше дайте им выучить новые. Не сердитесь, если они не помнят наизусть таблицу логарифмов — лучше научите их грамотно пользоваться интернет-поисковиком.

Почему не нужен ЕГЭ

Мы все слишком разные для единого объективного экзамена. ЕГЭ не обеспечивает равенства тем, кто не равны по определению. Генетические сломы когнитивных процессов часто свидетельствуют о гениальности. Например, дислектики и дисграфики часто оказываются гениями. Поэтому дети, которые у вас в классе получают двойки и не могут двух слов написать, может быть, и не нуждаются в том, чтобы вы к ним приставали. Возможно, если оставить их в покое, они через какое-то время сделают прорыв в науке. Однажды я решила пойти в школу учить детей. Тогда я представила себе: вот сидят в классе двадцать человек. Откуда я знаю, кто эти люди? Один, может быть, Эйнштейн, другой Моцарт, третий, может быть, Гитлер. Как я смею их оценивать?! Школьные учителя счастливо беспечны, они не задумываются о том, кто перед ними, и смело показывают детям их место…
Ошибка | верить в одинаковое строение мозга у всех нас. Требовать примерно одинаковых удовлетворительных результатов. Поддаваться иллюзии, что у нас есть универсальная линейка для детей — у нас ее нет. И это совсем не плохо!
Вместо этого | сделайте акцент не на результате, а на процессе: обучение полезно всем, значит  — нужно обучать. И еще! Входя в класс, приготовьтесь увидеть не просто набор объектов для обучения, формирования и оценивания, а личности. Ведь всякая личность — тайна для нас; мы не можем знать, на что способен мозг каждого нашего ученика. Зато мы можем помочь каждому ученику развиться.
Татьяна Черниговская
Александра Чканикова
Информация с сайта: https://director.rosuchebnik.ru/article/10-tipichnykh-oshibok-kratkiy-kurs-uspeshnoy-neyropedagogiki/?utm_campaign=education-news-February-3-2019&utm_medium=email&utm_source=Sendsay

Комментариев нет:

Отправить комментарий