четверг, 12 июня 2014 г.

Интернет на службе у библиотекаря и учителя

Многие педагоги и библиотекари часто жалуются, что интерес детей и подростков к чтению напрямую зависит от того, насколько сильно их затянул в свою паутину всевластный  Интернет. Говорят, что общение в социальных сетях, онлайн игры и бездумное путешествие по различным сайтам занимают у школьников  гораздо больше времени, чем чтение книг. Однако можно ли одними сетованиями и запретами на включение компьютера изменить ситуацию и вернуть интерес к чтению?

Джон Пэлфри и Урс Гассер, авторы книги «Дети цифрового века»,  утверждают, что жизнь современного ребенка ведется параллельно в двух измерениях – реальном и виртуальном: «Представители цифрового поколения не воспринимают свою идентичность в цифровом и реальном пространстве как нечто обособленное; они считают, что их идентичность представлена сразу в нескольких пространствах» [1].  Стоит ли в таком случае пытаться исключить Интернет и технические средства из жизни «детей цифровой эры»? На наш взгляд, задача педагога и библиотекаря в другом – помочь ребенку в открытии нового посредством Интернета и его возможностей.
Остановимся на вопросе о том, какие ресурсы станут хорошим подспорьем для специалистов по чтению в продвижении книги. 
В настоящее время появляется все больше электронных библиотек, услуги которых оказываются платно. В связи с этим затрудняется путь к книге школьника, не способного без участия взрослых приобрести и прочитать интересующее его произведение. Мы обратим внимание лишь на те сайты, где читателю предоставляется к книге свободный доступ.
Один из самых полезных сайтов – сайт литературной премии Книгуру http://kniguru.info/, где публикуются произведения современных авторов и идет их активное обсуждение подростками. В настоящее время некоторые учителя и библиотекари пользуются возможностями электронной библиотеки «Книгуру», однако этот круг специалистов очень узок.
В рубрике «Детская иллюстрированная книга» на сайте «Русуниверс» http://www.runivers.ru/lib/rubriks/3215/ выложено 46 книг для детей и юношества, издававшихся в XVII XX веках. Специалистам по продвижению чтения этот сайт может быть полезен при организации проектной деятельности, направленной на изучение истории детской иллюстрированной книги.
 «Знаете ли вы, какие книги читали дети 200 лет назад?» - с этого вопроса библиотекаря или педагога может начаться чтение  рождественской сказки Р. Густафсона «Земной глобус папы» http://www.runivers.ru/lib/book3576/18684/. После окончания чтения дети нарисуют карту путешествия игрушек, отправятся в виртуальную экскурсию по маршруту кукол, сравнят, чем путешествие сегодняшнего дня будет отличаться от того, которое совершили ожившие игрушки по тому же маршруту более 100 лет назад. Такое погружение в книгу вызовет интерес у юного читателя, позволит ребенку больше узнать о времени написания произведения, сравнить книги своего детства с теми, какие читали дети, жившие 200 лет назад. 
На сайте «Книжная иллюстрация и детские книги» http://www.book-illustration.ru/ размещены  книги с иллюстрациями  Н. Гольц, А. Елисеева, В. Панова, Г.А.В. Трауготов, М. Скобелева и многих других. Преимущество этого сайта в том, что все книги, отсканированные и выставленные для знакомства с ними читателей, можно листать, используя удобный для просмотра  формат, распечатывать. Система поиска дает возможность  сортировать книги по фамилии автора произведения и по фамилии художника, иллюстрировавшего книги.
Сайт «Международная электронная детская библиотека» http://ru.childrenslibrary.org/ интересен для читателей тем, что здесь можно найти книги не только на русском¸ но и на английском, персидском, идиш, французском и многих других языках. Миссия фонда МДЭБ – пропаганда толерантности и уважения к разным культурам, предоставление доступа к лучшей детской литературе со всего мира. Работа с «Международной электронной детской библиотекой» – еще один повод объединиться учителям русского, иностранных языков и библиотекарям.
На сайте «Сказки всем» http://www.skazkivcem.com/  можно прочитать и рассмотреть иллюстрированные книги русских (А. Пушкин, К. Чуковский, С. Михалков, А. Барто, С. Маршак, Б. Заходер и др.) и зарубежных (Свен Нурдквист, Беатрис Поттер, Джилл Барклем и др.) авторов. Этот сайт будет интересен ученикам начальных классов, так как здесь опубликованы сказки с иллюстрациями лучших художников.
Коллектив издательства «Настя и Никита» размещает на своем сайте http://book.foma.ru/books/ все выпускаемые ими книги. Редакция издательства считает своей целевой аудиторией детей от 5 до 11 лет. Однако практика показывает, что их книги с большим удовольствием берут в руки и 12-13-летние читатели. Ежегодно сотрудники издательства «Настя и Никита» проводят конкурс для библиотек «Книжная авоська». С положением конкурса, его ходом и результатами можно познакомиться на сайте.
Еще об одной из форм работы с книгой Федора Конюхова «Как я стал путешественником», изданной «Настей и Никитой», рассказано в новостях  сайта http://www.book.foma.ru/news/arktika:  
«Наш юный читатель Иван Постников из Екатеринбурга для того, чтобы познакомиться с Арктикой, прочитал книжку Федора Конюхова "Как я стал путешественником". Более того, Иван вместе со своей учительницей Еленой подготовил серьезную творческую работу, которую мы с удовольствием вам представляем. Вдруг вам тоже захочется узнать что-нибудь об Арктике или других увлекательных местах».
866 просмотров на YouTube  собрал  другой творческий проект по книге издательства – скрайбинг Марины Анатольевны Орешко «Так вот ты какой, северный олень!» Подробно этапы создания видеоролика описаны в Неофициальном блоге Библиотеки-музея имени Николая Блинова «Роза ветров. Север» http://murmansk-nordika.blogspot.ru/2013/12/blog-post_8306.html
Блог сообщества «Музей детской книги» http://kid-book-museum.livejournal.com/ регулярно пополняется сканами книг, ставшими букинистической редкостью. Сообщество, созданное сотрудниками Центральной городской библиотеки г.Омска, открыто для всех любителей детской книги. В своем профиле создатели блога пишут:
«Мы стремимся к диалогу с участниками сообщества. И просим вас делиться с нами впечатлениями от собственных книг и книг других участников. Не просто показывать издания, а рассказывать о них и их создателях – писателях и художниках.
Возможны варианты представления детской книги:
- как явления книжного искусства (оформление, иллюстрации, рассказ о художнике);
- как явления детской литературы (тема, сюжет произведения, герои, рассказ об авторе);
- как источника ваших личных впечатлений и воспоминаний».
Как привлечь школьников к такому блогу, где, на первый взгляд, содержится информация, интересная только для специалистов по детской литературе? Если в домашних библиотеках школьников сохранились книги, которые читали их мамы и папы, бабушки и дедушки, то ребят можно заинтересовать идеей  пополнения интернет-библиотеки музея. Полезен будет не только процесс сканирования книги из домашней библиотеки и техническая обработка создаваемого электронного ресурса для выкладывания в Интернет, но и разговор в семье об истории появления книги на полке книжного шкафа, воспоминания о чтении, о вызываемых мыслях и чувствах во время чтения книги мамой, папой, кем-то другим из домашних.
Учитывая то, что для современного ребенка технические средства (компьютер, смартфон, мобильный телефон и т.п.) – это, прежде всего, средства для коммуникации, для налаживания взаимоотношений между людьми, стоит обратить особое внимание на сайты, блоги, которые создаются и ведутся представителями творческих профессий. По мнению специалиста по детской литературе Евгении Шафферт, поднимая вопрос о детском и подростковом чтении,  необходимо учитывать тот факт, что в настоящее время подростки создают группы ВКонтакте, где активно обсуждают современные книги и фильмы: К Хоук «Проклятие тигра», Л. Оливер «Делириум»  и т.п.
На наш взгляд, стоит задуматься о необходимости показать школьникам, присутствующим в сети, сайты и блоги, на которых писатели, художники-иллюстраторы рассказывают о своих замыслах и реализованных идеях. Благодаря знакомству с такими ресурсами Интернета юные читатели могут не только больше узнать о процессе работы над книгой, но и пообщаться с  авторами книг, издаваемых сегодня на русском языке.
Один из самых живых и интересных – сайт Андрея Жвалевского http://az-book.info/. Здесь писатель рассуждает о современном литературном процессе, размещает свои оценочные суждения о событиях, связанных с детской литературой, делится новостями. Поклонники  А. Жвалевского найдут на его сайте тексты некоторых произведений, иллюстрации к ним, авторские комментарии. С главной страницы сайта можно перейти в группу ВКонтакте «Наши читатели Жвалевский/Пастернак», которая создана для тех, кто читал книги писательского дуэта и готов обсудить прочитанное.
В блоге художника Анны Десницкой http://aniuto4ka.livejournal.com/ подробно рассказано о работе над книгами:  «Два трамвая» О. Э. Мандельштама (издательство «Самокат»), «Инопланетяне у египтян» Э. Шендеровича (издательство «Пешком в историю»), «Посмотрите – я расту» Б. Алмазова (издательство «Самокат»).  Художник открывает  читателю  завораживающие тайны рождения книги.  Как создавалось объемное пространство «Двух трамваев»?  Что  возникло в воображении мастера-иллюстратора, а что было взято с древних рисунков египтян для стихотворения об инопланетянах? Как шла работа над иллюстрациями для книги Бориса Алмазова? Читая блог Анны Десницкой, школьники узнают, как она работала над коллажами той или иной книги, как искала лучшие виды, ракурсы, способы представления текста и иллюстраций к нему.   В блоге художницы есть и мастер-классы, следуя пошаговым инструкциям которых, каждый читатель сможет воспроизвести придуманный для книги фонарь или «чугунную» скамейку. Следует отметить, однако, что даже после такого детального изучения этапов создания иллюстраций  книга останется притягательной и таинственной для читателя.
Стоит обратить внимание на блоги фотографа-натуралиста Игоря Шпиленка   http://shpilenok.livejournal.com/, художницы Дарьи Герасимовой http://akasi.livejournal.com/280888.html.
 Педагоги, библиотекари, специалисты по продвижению чтения, родители могут по-разному использовать ресурсы виртуального пространства:
для знакомства детей с новыми книгами и книгами, ставшими букинистической редкостью,
для  написания исследовательских работ и создания проектов,
для общения с писателями, художниками, литературоведами,
для обмена отзывами о прочитанном, обсуждения современных книг и книг, написанных задолго до рождения «детей цифрового века».
Этот ряд можно продолжить, так как Интернет (при грамотном его использовании) предоставляет пользователям свободу творчества, помогая при этом решить проблему чтения, волнующую  многих учителей и библиотекарей.

1. Пэлфри Джон, Гассер Урс. Дети цифровой эры. – М.: Эксмо, 2011.

5 комментариев:

  1. Очень полезная информация

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Хочется верить, что учителя и библиотекари все чаще будут обращаться к Интернету для реализации новых идей, что будут больше находить интересного для себя и своих воспитанников.

      Удалить
  2. Елена Сергеевна, спасибо за такой интересный и полезный материал. Если можно, размещу в нашем блоге, чтобы как можно больше ребят и учителей смогли ознакомиться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Владимировна, спасибо за отзыв. Рада, что материал для Вас оказался полезным. :) Если нужно, можно взять код презентации, чтобы встроить её в блог.

      Удалить
    2. Я пробовала. Почему-то не выходит(. Ничего, пусть читают по ссылке)

      Удалить